» Техника карате » ТЕРЁХИН К. «СТОЙКИ В ОКИНАВСКОМ КАРАТЭ»

Стойки в окинавском каратэ

 Константин Терехин

 info@okinawa-karate.ru

А. Горбылев «Киай — удар на расстоянии»

Конно Сатоси «Каратэ-до Конно-дзюку: путь постижения боевых искусств»

А.Горбылев «Ката- коаны каратэ»

Обычно я использую слово «стойка» (дачи) так как именно такой перевод устоялся в практике каратэ. Однако семантически, смыслово значительно правильнее, на мой взгляд, использовать слово «положение». Вряд ли у вас в бою возникнет желание «постоять», а именно это предполагает слово «стойка».

«Положение» — слово, лишенное смысла «остановиться на время». Вы можете стремительно переходить из одного положения в другое. Например, вы идете вперед, и вдруг вам надо резко дотянуться до объекта. Вы делаете выпад и, естественно, обнаруживаете себя в … дзенкуцу-дачи. (Именно поэтому, мне кажется, не очень разумным ходить в дзенкуцу-дачи. В реальном бою вам вряд ли захочется перемещаться в этом положении, а вот оказаться в нем на мгновение в момент нанесения решающего удара придется почти наверняка.)

Теперь допустим, что ваша атака оказалась неудачной. Противник защитился и атакует ударом мае-гири ваше колено впереди стоящей ноги вы, естественно, отдергиваете его назад (надеюсь, что защищать колено каким-либо блоком рукой вам не придет в голову) и обнаруживаете себя в… некоаси-дачи.

Надеюсь, я наглядно проиллюстрировал мысль, что, то, что сейчас обычно называют «стойкой» является мгновенно (т.е. очень быстро и на очень короткое время) занимаемым положением тела. Другими словами «стойки» это набор мгновенных фотографий положений тела в бою. Именно этим и объясняется их огромное количество.

Понятно, что точно подсчитать их невозможно, но с учетом различных вариантов положений ног и корпуса их число составляет многие десятки. (Интересная аналогия напрашивается с хатха-йогой. По преданию, создатель этой техники бог Шива показал 84 тысячи асан (поз). Другими словами, получается, что любое положение тела является асаной.)

У каждой стойки есть так называемая третья точка детально эта концепция сохранилась и передается в айкидо. Но, на мой взгляд, она, безусловно, присутствует в изначальном окинавском каратэ.

О чем идет речь? Если вдоль стоп провести прямые линии, то они пересекутся как раз в «третьей точке». Эта точка есть область наименьшей устойчивости этого положения. Чтобы за кратчайшее время и с минимальным усилием вывести оппонента из равновесия, вашу силу необходимо направить именно в эту область.

Третьей точкой обладают практически все стойки, за исключением одной. Уже поняли, о чем речь? Правильно, о некоаси-дачи! У нее нет третьей точки, поэтому она одинаково устойчива во всех направлениях! Именно этим и объясняется особое место этой стойки в каратэ Окинавы.

 Высота стоек

Существует древняя, как мир дилемма между устойчивостью и подвижностью. Похоже, окинавцы решали ее в сторону подвижности. Какой смысл устойчиво получить ногой в пах? Или если вам в устойчивой стойке сломают колено, или нанесут какую-то травму, несовместимую с дальнейшим продолжением боя? Лучше ваш удар будет не на столько мощным (а он и не нужен, чтобы атаковать наиболее уязвимые части тела: глаза, шею, колени, пах и т.д.), но зато вы сохраните подвижность, и сможете маневрировать, неожиданно атакуя противника.

В книге «Становление Сито-рю каратэдо» (стр.132) Алексей Горбылев приводит слова Мабуни Кэнэя: «Если не уделять постоянно достаточного внимания отработке приемов маневрирования, считая, что любые действия противника можно блокировать руками, то в случае столкновения с вооруженным противником это приведет к настоящему краху… поэтому нужно хорошо понимать, что означают слова «каратэ – это приемы маневрирования и движения рук».

На странице 34 «Окинавского каратэ» М.Бишопа обнаруживаем подтверждение этому подходу: «Накаима советовал… «Не забывайте атаковать жизненно важные точки, так как даже легкого удара в пах, глаза или нос вполне достаточно, чтобы дезориентировать противника. Тренируйте подвижность, а не устойчивость тела к ударам. Не старайтесь приучить тело выдерживать удары, а обратите внимание на тренировку подвижности, чтобы вы могли молниеносно уклоняться от любой атаки».

Отсюда следует, что окинавские стойки значительно выше и Уже, чем японские. По крайней мере, если их сравнивать со стойками Шотокана или Ситорю. На самом деле все они соответствуют естественному и удобному положению тела, их не нужно отрабатывать длительное время.

Так в статье «Неистовый боец Мотобу» (журнал «Додзё» №1 за 2003 год) А. Горбылев пишет: «Если судить по его книге «Окинава кэмпо каратэ-дзюцу. Кумитэ-хэн», опубликованной в 1926 году (Мотобу не умел ни писать, ни говорить по-японски; видимо, кто-то записывал его слова под диктовку, одновременно переводя их на японский), он использовал естественные высокие стойки».

Эту же мысль на странице 84 приводит и Бишоп: «Камаэ, — сказал мне Кодзё, — никогда не должны быть напряженными, учитывая скорость, необходимую для атаки и контратаки».

Там же на стр184 читаем: «Сёрин Рю предусматривает естественные стойки, которые позволяют двигаться свободнее».

Хотите совет, как определить вашу естественную боевую стойку? Очень просто! Вы идете своей обычной походкой. Вдруг слышите команду: «Стой!». Резко останавливаетесь. Вот это и будет ваша оптимальная боевая стойка.

Бишоп на странице 114 приводит весьма глубокие слова (перечитайте их несколько раз: они и про засилье спортивной техники, и про настоящий бункай): «Аракаки до известной степени сожалеет о современной тенденции превращения боевых искусств в спорт и их коммерциализации, он вспоминал времена, когда не было ударов ни ногами, ни руками в верхний уровень (дзёдан), а учеников учили представлять себе, что они атакуют пах и область расположения жизненно важных точек на ребрах. «Хотя широкие стойки каратэ выглядят достаточно мощными, — объяснял Аракаки, — фактически они должны быть узкими. Эти широкие стойки были изобретены недавно японцами, которые основное внимание уделяют внешнему виду».

Еще одна важная мысль относительно стоек. Не стоит определять их ширину размером плечей. Насколько я могу судить, японцы значительно более рациональные люди, чем окинавцы. Поэтому, когда вы слышите или читаете про «ширину плеч», «расстояние, равное предплечье плюс 2 кулака», «угол в 45 градусов», «угол в 90 градусов», то можете быть наверняка уверены в том, что это более поздние, японские наслоения.

На мой взгляд, ширина боевой стойки значительно меньше, и составляет приблизительно ширину (максимум две) стопы. Однако, думаю в каратэ разумно следовать завету дедушки Ленина: «Практика – критерий истины!». Поэкспериментируйте и определите свою собственную, наиболее удобную для вас ширину стоек. И не слушайте вы никого. J

В статье «Каратэ-до Конно-дзюку: Путь постижения боевых искусств» (перевод В.Натарова) сэнсэй Конно особое внимание уделяет традиционным стойкам: «Однако принципиальное отличие в Конно-дзюку состоит в том, что нет обычно глубоких стоек дзэнкуцу и кокуцу, все стойки высокие.

Изначально на Окинаве стойки были именно такими. Движения короткие, количество движений также меньше. Структура ката такова, что любое движение, благодаря использованию гамаку, мутими и тинкути может быть выполнено с большой силой…

Например, стойки дзэнкуцудати и кокуцудати, когда грудь нужно подать вперед, а бедра опустить как можно ниже, хороши для тренировок нижней части тела, однако в реальной ситуации ноги в этих стойках надолго остаются на одном месте, и из таких положений реально ничего нельзя сделать. Да и с точки зрения здоровья эти стойки вредны: заставляют бедра перенапрягаться и вызывают болезненные ощущения. Изначально дзэнкуцудати было таким положением тела, которое возникало после перехода вперед из естественного положения сидзэнтай, используя тобокухо, поэтому раньше в дзэнкуцудати верхняя часть тела была подана чуть вперед и стойка была неширокой. Раньше учили, что дзэнкуцудати «убивает» подвижность тела, поэтому надо сразу же возвращаться в исходное положение сидзэнтай. Это принципиально отличается от точки зрения, распространенной в современном каратэ. Если в нынешних соревнованиях по ката продемонстрировать ката, содержащие гамаку, мутими и тинкути, скорее всего, высоких баллов за исполнение не получишь: критерии оценки совсем другие»

Так зачем же надо было изменять стойки?- спросите вы, уважаемый читатель. Помимо очевидного желания скрыть настоящее искусство боя, напрашиваются еще, как минимум, 2 причины. Во-первых, это желание сделать каратэ красивым, а не эффективным. Во-вторых, тотальная коммерциализация каратэ. Это же, сколько можно «срубить» денег на обучении низким стойкам? Сколько раз ученики будут приседать, сколько ходить по залу с партнером на плечах, сколько будут растягиваться? А денежки капают! А тут поставил человека, слегка подкорректировал, и все. Потому что мы все так (с небольшими поправками) ходим с самого детства, и учить нас этому как-то странно. Тогда за что брать деньги?

И в качестве подведения итога: «Кафу Кодзё рассказывал мне, что одним из секретов старых стилей китайского бокса было отсутствие камаэ». (Бишоп, стр. 85).

А что же означает эта, странная, на первый взгляд, мысль? Марк Бишоп (стр. 214) словами известного мастера каратэ так расшифровывает её: «…от братьев Мотобу Канэсима узнал также секретные принципы рукопашного боя, а именно: камаэ (боевая стойка) не имеет формы, защитный блок (укэ) тоже не имеет формы. «Другими словами, — объяснил Канэсима, — нужно быть готовым защитить себя из любого положения или стойки, чем бы вы ни занимались. Принимать боевую стойку, когда на вас нападают внезапно, означает почти неминуемое поражение. Не следует также думать о том, чтобы использовать определенный технический прием в конкретной ситуации – приемы должны быть спонтанными и естественными, а не придуманными заранее…»

Снова слова Мабуни Кэнва (А. Горбылев «Становление Сито-рю каратэдо», стр.136): «Чем глубже мы прочувствуем сокровенный секрет каратэ, выраженный в этой фразе – «В каратэ не существует боевых изготовок», тем лучше понимаем, сколь глубока суть этой заповеди. Эта заповедь, которая при наличии самых различных боевых изготовок, провозглашает отсутствие боевых изготовок, опирается на философскую концепцию «сики соку дзэ ку» — «цвет – суть пустота». Соответственно, идея пребывания в состоянии отсутствия боевой изготовки, в котором при этом рождается «тысяча изменений и десять тысяч превращений», технических приемов, есть ничто иное, как воплощение принципа «ку соку дзэ сики» — «пустота – суть цвет».

Могу предложить вам, уважаемый читатель, один любопытный эксперимент. После начала команды «хаджиме», пока партнер принимает стойку, сблизьтесь с ним и ударьте. Скорее всего, вы победите: естественно, пока партнер принимает стойку, вы наносите удар. Кто одержит победу?

Видео Матсуда Йосимаса «Ката Сёрин-рю»

Видео «Классические ката Сюри-тэ»

Видео ката Кусянку (Kusanku) по стилю Иссин-рю