» Техника карате » А. ГОРБЫЛЕВ «КИАЙ — УДАР НА РАССТОЯНИИ»

Киай — удар на расстоянии

Алексей Горбылев

shigetsu@mail.ru

…Ягю Матадзюро был сыном знаменитого мастера кэн-дзюцу (фехтование на мечах) Ягю Хида-но Ками, преподававшего это искусство сёгуну — военному диктатору Японии. Однажды он прогневал отца и был отлучен от дома. Прошло несколько лет. Все это время Матадзюро изучал кэн-дзюцу под руководством одного из лучших фехтовальщиков Японии. Он сильно изменился за эти годы, раскаялся в прежних поступках и в надежде унаследовать пост учителя фехтования при дворе сёгуна решил попросить у отца прощения. Матадзюро обратился за помощью к Окубо Хикодзаэ-мону, который имел сильное влияние на Хида-но Ками. Хикодзаэмон очень любил заблудшего сына своего друга и с готовностью согласился помочь ему. Однако он потребовал, чтобы Матадзюро продемонстрировал ему свою технику, так как знал, что мастерство молодого самурая могло сильно повлиять на решение Хида-но Ками.

Но в то время в доме Окубо не было никого, с кем мог бы сразиться Матадзюро. Тогда молодой мастер сказал, что продемонстрирует свое искусство киай. Матадзюро выглянул в сад и увидал там несколько ласточек, сидевших на ветке высокой сосны. Он устремил на них твердый взгляд и издал странный крик. Птицы, безжизненные, тут же рухнули наземь. Как только мастер прекратил киай, они вдруг ожили и взлетели в небо. Пораженный, стоял рядом с мастером Окубо Хикодзаэмон. Нет нужды говорить, что после столь удивительной демонстрации Матадзюро помирился с отцом и стал наставником сёгуна…

Описанная в этой легенде техника в японском фехтовании называлась «тоатэ-но дзюцу» — «искусство удара на расстоянии». Она являлась одним из элементов мистического искусства киай, которое было доступно лишь немногим крупнейшим мастерам.

Обычно киай-дзюцу называют «искусством победы криком». Применение этой техники, как она описана в источниках или продемонстрирована на одной из видеозаписей основателем айкидо Уэсибой Морихэем, связано с использованием специфического выкрика. О механизме его воздействия на противника единого мнения у исследователей нет. Одни считают, что главный фактор — неожиданность выкрика. Другие склоняются к тому, что яростный звериный вопль в условиях смертельного поединка, когда нервы бойцов напряжены до предела, может привести к потере сознания и даже к разрыву сердца и смерти. По версии третьих, эффект киай может быть объяснен явлением резонанса. Известно, что под действием голоса великого певца Карузо мог лопнуть стакан.

Каратисты также используют крик при разбивании различных предметов или во время решающего удара, чтобы облегчить выдох и напрячь мышцы пресса. В результате удар получается сильнее. А мастера кэндо утверждают, что при определенной силе крика движения бойцов становятся более точными.

Однако искусство киай гораздо сложнее, чем просто использование крика. Само слово «киай» состоит из двух частей и записывается двумя иероглифами: «ки» и «ай». Ки (по-китайски ци) означает воздух, дух, вселенская энергия, жизненная сила. Согласно представлениям дальневосточной натурфилософии, ки циркулирует в организме, перемещаясь по системе меридианов. Считается, что начальный заряд энергии человек получает при рождении от матери, а потом постоянно пополняет ее запас через дыхание, сон и употребление пищи. По меридианам энергия вместе с кровью поступает ко всем внутренним органам. Залогом здоровья и душевного равновесия человека служит ровная и уверенная циркуляция ки в теле (например, слово «кимоти» — «настроение» — в японском языке буквально означает «состояние ки»). Ки можно аккумулировать и направлять с помощью специальных упражнений и массажа, стимулируя приток энергии к отдельным органам для их оздоровления или ее отток для разрушения.

Второй иероглиф — «ай» имеет значение «соединять», «объединять». Таким образом, слово «киай» означает «соединять (объединять) ки». Искусство киай подразумевает, с одной стороны, установление энергетического контакта с противником, подавление воли и управление его действиями. А с другой — достижение единства со вселенской энергией, умелое направление которой порождает феноменальные возможности.

Психологически подавить противника одним лишь взглядом, убить его внезапным криком мастер мог лишь в том случае, если сам полностью контролировал свои эмоции. Знаменитый мастер кэн-дзюцу Цукахара Бокудэн писал в одном из своих стихотворений:
Воин должен учиться
Одной-единственной вещи:
Смотреть в глаза смерти
Без тени страха!

Основными средствами достижения бесстрашия служили медитация с концентрацией на точке тандэн (или сайка-иттэн -«единое средоточие») и использование глубокого дыхания животом. Кроме того, ученики киай-дзюцу подвергались различным испытаниям воли: тренировались с боевым оружием, когда каждая ошибка могла стоить жизни, подолгу стояли на краю пропасти и смотрели вниз, преодолевая страх высоты, и т.д. Особое внимание уделялось магическим переплетениям пальцев — кудзи-ин, которые обеспечивали замыкание определенных энергетических каналов для обретения непоколебимого спокойствия и создавали своеобразное защитное поле вокруг мастера. Об эффекте кудзи-ин рассказывается в следующей истории.

…Знаменитый полководец Ямамото Кау-сукэ шел как-то раз по горному лесу. Вдруг из чащи выскочила стая голодных волков. Звери тут же окружили самурая. От неожиданности воин схватился за рукоять меча, собираясь перебить хищников, но потом остановился. Каусукэ посчитал позорным использовать столь благородное оружие в бою против животных. Тогда он спокойно зажал большие пальцы в кулаки (по мнению японцев, это способствует достижению спокойствия) и прошел меж разъяренных волков, которые не осмелились кинуться на отважного самурая…

Особое значение в киай-дзюцу имело умение направлять собственную внутреннюю энергию ки. Для овладения этим искусством применялись специальные упражнения. В одном из них ученик принимал широкую стойку, складывал руки перед грудью, закрывал глаза и сосредоточивался на дыхании. Успокоив свой разум, он представлял, как на вдохе через ноздри в него входит теплое, ослепляющее серебристой белизной облачко энергии. Потом ки проходит по позвоночному столбу и нагревает его. Затем через копчик и низ брюшной полости добирается до точки тандэн, где на задержке дыхания закручивается в вихревом движении по часовой стрелке, разогревая этот важнейший энергетический центр. Оставив свое тепло и серебристость в «едином средоточии», замутненная ки через рот покидает тело.

Вдох через нос выполнялся за семь секунд. Затем следовала задержка в три секунды, во время которой язык касался верхнего неба. Цикл завершался выдохом через рот продолжительностью в десять секунд. Упражняться следовало несколько раз в день по тридцать — шестьдесят минут. Разливающаяся по телу приятная теплота, повышенное выделение слюны, ускоренный рост ногтей и волос свидетельствовали, что работа идет не впустую.

Ощутив перемещение ки в теле, учились испускать ее из тандэна, направлять в какую-либо часть тела и использовать в конкретных действиях. Например, в ударах. В киай-дзюцу акцент делался на овладение выбросом энергии в пространство. Важную роль в этом играл специфический выкрик. Смысл его заключался в следующем. Изгоняя воздух из легких, крик позволял достичь максимального сокращения мышц пресса, необходимого для импульсного выброса запасенной в «едином средоточии» энергии. Возбуждение дыхательной системы также стимулировало надпочечники, гормон которых — адреналин — активизировал работу сердца, предоставляя телу мощную волну дополнительной энергии.

Правильный крик должен исходить из тандэна без участия гортани. Если после нескольких повторений горло заболевало, исполнение считалось неверным. Другой недопустимой ошибкой было излишнее напряжение мышц лица и шеи, могущее привести к смертельному кровоизлиянию в мозг.

Для овладения криком существовали различные приемы. Задачей начального этапа было повышение внутрибрюшного давления и усиление мышц, осуществляющих выдох. Для этого в некоторых школах использовали упражнение со свечой, которую располагали на уровне губ сидящего перед ней ученика. Он должен медленно дуть на огонь размеренным, сильным потоком воздуха, стремясь к тому, чтобы угол отклонения пламени на протяжении всего выдоха был неизменным. Упражняться следовало по пять — десять минут в день, каждый раз увеличивая расстояние до свечи на несколько сантиметров, постепенно доводя его до полутора метров.
В другом упражнении ученик принимал широкую стойку перед той же свечой. Делал глубокий вдох животом и медленно выдыхал с шипящим звуком через открытый рот. Когда казалось, что воздуха в легких уже нет, следовало резким сокращением брюшных мышц с криком выбросить его остатки. Причем такой довыдох должен был погасить пламя средней свечи с расстояния не менее полутора метров. Иногда во время этого упражнения ученику после окончания медленного выдоха наносили удар в живот. При должном сокращении мышц брюшной полости он поглощался без всякого вреда.

Содержание киай-дзюцу, по-видимому, не исчерпывалось только умением выбрасывать ки в пространство. Оно включало также элементы гипноза (саймин-дзюцу). Движения мастера должны были стать краткими и уверенными, чтобы ни одним мускулом не выдать огромного внутреннего напряжения перед смертельной опасностью. Широко применялись гипнотизирующие пассы руками, мечом или боевым веером. Долгое время посвящалось овладению особым гипнотическим взглядом. Крику придавались разные эмоциональные окраски: ярость, злоба, уверенность, торжество.

Существовало несколько видов крика, каждый из которых имел свое предназначение. Так, в школе нин-дзюцу Тогакурэ-рю среди них был атакующий вопль «я-а-а!», издаваемый в момент удара, останавливающий и пугающий крик «хо!», торжествующий клич «йо-о!», выражающий непоколебимую уверенность в победе, беззвучный рев «умм» (надо сказать, что киай бывает и беззвучный), выражающий неистовство.

В бою очень важно определить момент слабости противника. Японские мастера киай-дзюцу хорошо знали, что в промежутке между окончанием выдоха и началом вдоха как физическая, так и психологическая готовность человека к действию снижается: мышцы расслабляются и теряют тонус, ухудшается реакция, на мгновение ослабевает внимание. Именно в этот момент и надлежало применять киай или наносить удар.

Сымитировать киай невозможно. Эффект достигается лишь при полной концентрации на действии, непоколебимой уверенности в своих силах и отсутствии всякого страха. Именно поэтому киай-дзюцу было столь редкой техникой даже в Японии, где насчитывалось около 10000 школ боевых искусств.

Японские мастера считают, что киай-дзюцу — это вершина, которая одновременно является основой всех боевых искусств. Ведь нельзя научиться побеждать, не научившись «смотреть в глаза смерти без тени страха».