Каратэ-до Конно-дзюку: путь постижения боевых искусств
Ежемесячное издание Hiden (Budo & Bujutsu)(Япония) №6, 2002
Изучение наследия прошлого
В настоящее время каратэ распространилось по всему миру, и в каждом стиле и направлении есть свои индивидуальные особенности. Сегодня мы представляем читателям стиль, несколько отличный от других. Речь пойдет о Конно-дзюку. Глава стиля — сихан Конно Сатоси. Он родился на Хоккайдо в 1955 году, окончил университет «Дзёти», где и состоялось его знакомство с каратэ: во время учебы в университете сихан Конно изучал стиль Сито-рю. По окончании университета Конно познакомился с сиханом Икэдой Хосю, основателем стиля Дзёсинмон, и последующие 20 лет, став адептом этого стиля, Конно изучает каратэ направления Сёринрю, бодзюцу (техника работы с шестом) направления Дзёсинрю, а также тайдзюцу и сэйтай (энергетические практики).
Учитель Конно сихан Икэда, следуя в русле окинавского мастера боевых искусств Кьяна Тётоку, провел самостоятельные исследования ката и видоизменил их, а также выстроил необычную для каратэ трехступенчатую систему обучения боевым искусствам — син-гё-со.
В дальнейшем, после долгих раздумий, в октябре 1999 года сихан Конно вышел из Дзёсинмон, и Конно-дзюку, раньше входивший в Дзёсинмон в качестве одного из его филиалов, стал действовать как самостоятельная организация (и действует так до настоящего времени).
Будучи известным писателем и обладая пытливым умом, сихан Конно и в отношении каратэ имеет собственную точку зрения. Он считает, что должен самостоятельно найти ответ на вопрос, что же такое каратэ. Стиль Конно-дзюку, если можно так выразиться, является отражением внутреннего мира сихана Конно как каратиста. «Мы в нашем стиле не делаем каких-то особенных вещей. Мой девиз — любительское каратэ, которым может заниматься любой желающий. И все же мое каратэ — это каратэ для интелллектуалов»,- говорит сихан Конно.
В чем же особенности «интеллектуального каратэ» Конно-дзюку? Став самостоятельным стилем, Конно-дзюку сосредоточен на изучении Сюри-тэ, то есть, старой окинавской техники. В настоящее время система тренировок в Конно-дзюку построена на основе старых окинавских принципов, и окинавская техника составляет сердцевину техники каратэ Конно-дзюку. «На Окинаве раньше, если говорили о Сюри-тэ, то подразумевали направление Сёрин-рю, однако оно впоследствии разделилось на Сёрин-рю, Мацубаяси-рю,Сёриндзи-рю и другие. В настоящее время не существует сведений о том, что же представляла из себя истинная техника мастера Анко Итосу, из которой берут свое начало вышеназванные ответвления. Я, собственно, и начал свою деятельность, задавшись этим вопросом.
Я изучил технику младшего брата Накадзато Дзёэн, а также Учителя Симабукуро Дзэмпо («Сэйбукан»), проштудировал книгу Учителя Нагаминэ Тёсина , изучил технику стилей, берущих свое начало из Мацубаяси-рю. Я глубоко изучил систему тренировок Сюри-тэ, и сейчас она составляет стержень тренировок в Конно-дзюку».
Три «устных передачи»
Одна из особенностей Сюри-тэ — техника нанесения ударов с использованием эффекта от перемещения массы тела. Раньше для постановки специальной техники ударов Сюри-тэ использовали ката Найханти. В этой ката есть так называемая «намигаэси» — «возвратная волна», когда, не меняя центра тяжести, надо поднимать ногу. Тем самым формируется самоконтроль даже за незначительным перемещением центра тяжести. В Сюри-тэ — это наиважнейший момент, получивший название «тотихо» (падающая земля), или «тобокухо» (падающее дерево). Благодаря этому при нанесении удара рукой или ногой используется перемещение веса тела, и удар становится сильнее. Раньше в некоторых направлениях кэндзюцу (искусство владения мечом) обучали технике одновременного использования как веса самого меча, так и веса перемещающегося тела, и это уподобляли «падению старого высохшего дерева».
Для того, чтобы эффективно использовать при нанесении ударов «тобокухо», изучалось три особенных техники, которые изустно передавались от поколения к поколению — три «устные передачи». Это — гамаку, мутими и тинкути. Это слова из окинавского диалекта («утинагути»), поэтому неясно, какими иероглифами их записывать и каким словам японского языка они соответствуют. Как бы там ни было, эти три слова из умирающего окинавского языка — и каждое из них в отдельности — обозначают чрезвычайно важные понятия в каратэ.
«Мастер Тёмо Нагасиро исполняет ката Дзион (фото приблизительно 1933 года). Поскольку Нагасиро использует тобокухо, тело чуть наклонено вперед, это видно и при ударе маэгэри. Стойка дзэнкуцу высокая. Снимок сделан за мгновение до использования тинкути, поэтому рука согнута в запястье. Если не вернуться к изначальным ката Сюри-тэ, многому из реальной техники так и не удастся научиться».
Гамаку — это положение тела, когда плечи опущены, а мышцы живота и спины контролируют положение таза. Благодаря гамаку можно контролировать перераспределение веса в собственном теле, и даже при высоких стойках сохраняется устойчивое равновесие. Гамаку является базовым положением и в народных танцах островов Рюкю. То есть, раньше в ударах Сюритэ источником силы было положение гамаку, а не вращение бедрами влево-вправо. Если следовать этому принципу, то удары, называемые в наши дни ои-цуки и гяку-цуки становятся качественно одинаковыми. Иными словами, в современном каратэ сначала ставится нога вперед, а затем в зависимости от поворота бедер вправо или влево наносится либо оицуки либо гякуцуки — качественно разные удары. Однако при использовании «тобокухо» и гамаку движение идет не от передвигающейся ноги, а от бедра, поэтому и оцуки, и гякуцуки становятся качественно одинаковыми, и различие состоит только в том, выдвигается при нанесении удара нога вперед или нет. Кроме того, используя гамаку, можно осуществлять быстрые уходы (таисабаки) вправо или влево.
Мутими — это способ передачи силы, благодаря использованию гамаку, от бедер к рукам. Верхняя часть тела расслаблена и производит своеобразное короткое сотрясение. Это специфическое движение встречается в ката Найханти.
«Скрытая в ката техника тобокухо: Из положения тюдан-укэ — 1) переносим вес тела вперед, 2)переходим в положение для удара фумикоми-дзёдан цуки, 3)благодаря этому высвобождаем энергию для нанесения мощного удара»
Тинкути — используется при нанесении удара кулаком. Из расслабленного положения следует моментальное мышечное сокращение, что позволяет резко повысить концентрацию силы удара. Эта техника встречается в китайскитх боевых искусствах. Если посмотреть на старые (особенно довоенные) фотографии мастеров Сюритэ, то стойки как правило высокие и неширокие, во время нанесения ударов есть легкий наклон вперед, и зачастую рука согнута в запястье. С точки зрения современного каратэ — это неправильно, однако на самом деле это и есть изначальная техника Сюритэ.
Дело в том, что мастера на фото задействовали все элементы — тобокухо, гамаку, мутими, тинкути, а согнутая в запястье рука, несомненнно, это положение за мгновение до использования тинкути.
«Положение ног при кихон-кумитэ. Обратите внимание на белую линию на полу — воображаемую линию атаки. Очевидно, что подобное движение в сторону обеспечивает уход с линии атаки»
То же самое относится и к удару ногой маэгэри. Удар внешне выглядит несильным, коротким тычком, однако на самом деле благодаря использованию тобокухо в одно мгновение происходит перераспределение веса, и если удар хорошо отработан, то он очень силен.
Раньше на Окинаве описанные выше вещи передавались только изустно. «Сэнсэй Хосю Икэда, у которого я учился, хотя и не использовал термины гамаку, мутими и тинкути, применял эти техники на практике. Во всех стойках сэсан-дати мы ясно видим гамаку, при ударах руками Икэда использовал мутими и тинкути, благодаря чему буквально небольшим касанием можно было повергнуть противника. Однако для достижения такого эффекта от ударов нужны длительные целенаправленные тренировки. Я считаю, что мне посчастливилось учиться у выдающегося человека. Однако, к сожалению, если целью становится победа в соревнованиях, вышеупомянутым окинавским техникам перестают уделять должное внимание. С этим уже ничего не поделаешь»,- говорит Сихан Конно.
Изменения ката
В Конно-дзюку изучают следующие ката: начинающие разучивают Дзюни-но ката (короткая ката, содержащая базовые движения), затем — Пинъаны и Найханти, на уровне 1 дана изучают Сэсан и Вансю, 2 дан — Ананку и Бассай, 3 дан — Тинто и Годзюсихо, 4 дан — Кусянку и снова Найханти. По сравнению с другими стилями эти ката представляются несколько ортодоксальными, однако и в стиле Дзёсинмон эти ката входят в число семи старых ката. Однако принципиальное отличие в Конно-дзюку состоит в том, что нет обычно глубоких стоек дзэнкуцу и кокуцу, все стойки высокие.
«Кихон кумитэ (первый комплекс) 1) с уходом в стойку нэкоаси вправо блокируем удар тюдан-цуки, 2) руку из блокирующего положения тут же переводим в положение удара дзёдан цуки, 3) с переходом наносим тюдан-цуки»
Изначально на Окинаве стойки были именно такими. Движения короткие, количество движений также меньше. Структура ката такова, что любое движение, благодаря использованию гамаку, мутими и тинкути может быть выполнено с большой силой.
«Главное состоит в том, что ката изначально были созданы таким образом, чтобы содержащиеся в них движения могли бы применяться на практике. Однако, к сожалению, в настоящее время ката видоизменены, и если не вернуться к изначальному варианту, движения из ката применить на практике станет невозможно.
«Практическое применение Первого комплекса Кихон кумитэ 1) в ответ на удар тюдан цуки чуть-чуть уходим вправо, одновременно нанося удар дзёдан цуки, останавливая тем самым движение противника, 2) быстро заходим за спину, 3) проводим бросок и добивание противника»
Например, стойки дзэнкуцудати и кокуцудати, когда грудь нужно подать вперед, а бедра опустить как можно ниже, хороши для тренировок нижней части тела, однако в реальной ситуации ноги в этих стойках надолго остаются на одном месте, и из таких положений реально ничего нельзя сделать. Да и с точки зрения здоровья эти стойки вредны: заставляют бедра перенапрягаться и вызывают болезненные ощущения. Изначально дзэнкуцудати было таким положением тела, которое возникало после перехода вперед из естественного положения сидзэнтай, используя тобокухо, поэтому раньше в дзэнкуцудати верхняя часть тела была подана чуть вперед и стойка была неширокой. Раньше учили, что дзэнкуцудати «убивает» подвижность тела, поэтому надо сразу же возвращаться в исходное положение сидзэнтай. Это принципиально отличается от точки зрения, распространенной в современном каратэ. Если в нынешних соревнованиях по ката продемонстрировать ката, содержащие гамаку, мутими и тинкути, скоре всего, высоких баллов за исполнение не получишь: критерии оценки совсем другие»,- говорит сихан Конно.
Важность базовой техники (кихон)
Еще одной особенностью Конно-дзюку является система тренировок — от базовой техники к сложной и вновь возврат к базовой. То есть, базовая техника (кихон) нужна не ради ее разучивания как таковой, а для того, чтобы показать, что в любом из ее разделов содержится практическая составляющая. Для того, чтобы объяснить всю важность кихон уже на начальном этапе показывается сложная техника, которую в обычных додзё на этом этапе обучения не показывают. Сихан Конно щедро делится знаниями.
При обучении технике кумитэ (поединки) сначала разучиваются 5 базовых комбинаций — «кихон кумитэ гохон». Это взятые из ката отдельные движения и способы их практического применения. Эти движения выглядят неброскими, но каждое из них имеет множество трансформаций, и их вполне достаточно для реального поединка. Все движения «кихон кумитэ» выполняются из естественного положения сидзэнтай .После ухода с линии атаки (таисабаки) следует мгновенная контратака. Однако перед этим отрабатывается сама техника надежных уходов, далее осваивается техника единого движения защиты и контратаки, далее движения шлифуются, становятся быстрее и точнее, и в результате осваивается сложная практическая техника, позволяющая в одно мгновение вывести из равновесия и сокрушить своего противника.
Обычно столь трудной технике обучают лишь тех, кто достиг высокого уровня в каратэ, а в Конно-дзюку эту технику дают уже начинающим.
«Разумеется, начинающие на своем уровне не могут сразу освоить сложную технику, однако они пробуют ее исполнение, понимают, что если что-то не получается, то стоит вернуться к ката. Таким образом, улучшается не только исполнение ката как такового, но и после повторного обращения к практической технике, заметно, что и качество ее исполнения тоже улучшилось. Так и происходит постепенное продвижение вверх по ступенькам освоения каратэ«.
Точное каратэ
Сихан Конно считает, что важнейшими составляющими каратэ являются правильный выбор времени и положения тела. «В конечном счете каратэ — это контратака. Известно, что в каратэ нет первого удара, и это естественно, поскольку наносящий удар первым проигрывает, и задача заставить атаковать противника первым, чтобы использовать контратаку. Против удара рукой можно использовать в контратаке как удары руками, так и ногами. Важен выбор времени и правильное положение тела. Если эти два условия соблюсти, то даже начинающий сможет применить кудзуси-вадза (технику разрушения). Однако для того, чтобы можно было использовать такую технику, надо в полной мере освоить гамаку, мутими и тинкути.
Эти элементы наглядно можно продемонстрировать и в бодзюцу (техник владения шестом), которому я обучаю параллельно с каратэ«.
«Раньше на Окинаве говорили: «Объяснять ката, но не показывать приемы». Изначально каратэ было эффективным боевым искусством, в котором в максимальной степени использовались возможности человеческого тела. Поэтому изучение каратэ было трудным и требовало высокого уровня восприятия. Если из каратэ убрать соревнования, то как раз и останутся передаваемые из прежних времен точные техники, присущие боевым искусствам. В каратэ есть различные направления: есть сильное каратэ, а есть точное каратэ. Сильное каратэ — это представители многих федераций, а также фул-контакта. Однако важно, чтобы наряду с этим существовала и такая область изучения и передачи знаний, как точная техника, пришедшая к нам из прошлого. Я думаю, должны быть люди, которые говорили бы о важности гамаку и тинкути. Именно в этом я вижу свою роль».
Хотя сихан Конно и называет свое каратэ «любительским», в настоящее время стиль Конно-дзюку представлен тремя залами в Токио, а также филиалами в Осака, в Фукуяма, а также в Москве. Сихан Конно раз в месяц ездит в Осака и Фукуяма, а раз в год — в Москву.
Можно ожидать, что хотя стиль Конно-дзюку и немногочисленный, в его недрах взрастут выдающиеся каратисты, и что этот стиль в полной мере будет выполнять важную миссию по пропаганде знаний о боевых искусствах.
Перевел с японского Валерий Натаров