Найфанч – сокрытые источники силы окинавского каратэ

Терёхин Константин

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Разглядывая фотографии мастеров окинавского карате начала-середины ХХ века, меня неотступно преследует вопрос: откуда эти «богатыри» (ростом 140 – 160 см и весом 40-50 кг) черпают силу? Откуда у них «иккен хисацу», тем более в почтенном возрасте?

А действительно, в чем секрет силы в традиционном окинавском карате? Давайте приоткроем завесу тайны! И поможет нам в этом, естественно, изначальное ката Сюри-тэ – найфанч. Именно в нем мы будем находить нюансы, часто ускользающие от практиков.

Итак, главная составляющая силы в традиционном окинавском карате – это тобукухо (тотихо), гамаку, мутими, тинкути. Обо всем по порядку.

Необходимо сразу оговориться, что в рамках статьи (как и практически во всех боевых искусствах) мы в первую очередь будем понимать «пробивную силу», т.е. силу, способную нанести вред врагу или разрушить предмет (тамешивари). А не силу, необходимую для переноски тяжестей или совершения физических упражнений.

Прежде всего, необходимо отметить, что эти мудрёные японские и окинавские слова в активное использование вернулись с легкой руки Аракаки Киёши. Русскоязычную аудиторию одним из первых познакомил с этими концепциями сенсей  Конно Сатоси в замечательной (и особо отмечу - практически уникальной, единственной в своем роде) статье "Каратэ-до Конно-дзюку: путь постижения боевых искусств" (перевод В. Натарова).

О чем же все это?

ТОТИХО (ТОБОКУХО)

 Тотихо или тобокухо (яп.)  - «падающая земля» или «падающее дерево». Этот способ, по сути, является контролируемым падением. С точки зрения физики за счет понижения центра тяжести возникает потенциальная энергия, которая переводится в кинетическую. En=mgh (где m  - масса, g- ускорение свободного падения, h- высота) За счет уменьшения высоты центра тяжести как раз и выделяется потенциальная энергия.

Вот что по этому поводу говорит сенсей Конно. «Одна из особенностей Сюри-тэ - техника нанесения ударов с использованием эффекта от перемещения массы тела. Раньше для постановки специальной техники ударов Сюри-тэ использовали ката Найханти. В этой ката есть так называемая "намигаэси" - "возвратная волна", когда, не меняя центра тяжести, надо поднимать ногу. Тем самым формируется самоконтроль даже за незначительным перемещением центра тяжести.

намигаэси 

 

В Сюри-тэ - это наиважнейший момент, получивший название "тотихо" (падающая земля), или "тобокухо" (падающее дерево). Благодаря этому при нанесении удара рукой или ногой используется перемещение веса тела, и удар становится сильнее. Раньше в некоторых направлениях кэндзюцу (искусство владения мечом) обучали технике одновременного использования как веса самого меча, так и веса перемещающегося тела, и это уподобляли "падению старого высохшего дерева".

Для того, чтобы эффективно использовать при нанесении ударов "тобокухо", изучалось три особенных техники, которые изустно передавались от поколения к поколению - три "устные передачи". Это - гамаку, мутими и тинкути. Это слова из окинавского диалекта ("утинагути"), поэтому неясно, какими иероглифами их записывать и каким словам японского языка они соответствуют. Как бы там ни было, эти три слова из умирающего окинавского языка - и каждое из них в отдельности - обозначают чрезвычайно важные понятия в каратэ.

   Мастер Тёмо Нагасиро исполняет ката Дзион (фото приблизительно 1933 года). Поскольку Нагасиро использует тобокухо, тело чуть наклонено вперед, это видно и при ударе маэгэри. Стойка дзэнкуцу высокая. Снимок сделан за мгновение до использования тинкути, поэтому рука согнута в запястье. Если не вернуться к изначальным ката Сюри-тэ, многому из реальной техники так и не удастся научиться. Дело в том, что мастера на фото задействовали все элементы - тобокухо, гамаку, мутими, тинкути, а согнутая в запястье рука, несомненно, это положение за мгновение до использования тинкути.

 

     

"Скрытая в ката техника тобокухо: Из положения тюдан-укэ - 1) переносим вес тела вперед, 2) переходим в положение для удара фумикоми-дзёдан цуки, 3) благодаря этому высвобождаем энергию для нанесения мощного удара".

То же самое относится и к удару ногой маэгэри. Удар внешне выглядит несильным, коротким тычком, однако на самом деле благодаря использованию тобокухо в одно мгновение происходит перераспределение веса, и если удар хорошо отработан, то он очень силен».

Неожиданное подтверждение концепции «тобокухо» («падающее дерево») я обнаружил в книге А. Горбылева «Становление сито-рю каратэдо» на странице 106. На фотографии в верхнем левом углу изображен  каратист (Ивата Мандзо?)  в позе «смирно» падающий вперед. Подпись под фото: «Падающее дерево». А Мабуни Кэнва ловит его тело.  В своей книге Горбылев больше ничего не говорит на тему «тобокухо».

А вот в статье «Мабуни Кэнва, Накасонэ Гэнна «Снаряды для дополнительных упражнений (ходзё ундо гу) и методы тренировки (танрэнпо)» (журнал «Додзё» №3 за 2003 год), А. Горбылев приводит описание упражнения «падающее дерево» (тобокухо). Я не буду подробно цитировать наставников Мабуни и Накасонэ: это упражнение они пытаются представить как предназначенное только для развития мышц поясницы и спины удерживающего партнера. Но мы- то знаем…

Поэтому я приведу только слова, касающиеся падающего партнера: «…первый партнер становится прямо и неподвижно… Затем первый партнер, не сгибая коленей и не сгибаясь в поясе, прямо, как столб, падает в направлении второго партнера…Во время всего упражнения первый партнер должен держать тело напряженным и выпрямленным, вытянув колени, талию и шею в одну прямую линию…» Для того, чтобы начать практику, кажется, мастера «проболтались» достаточно. Но в дополнение приведу фотографию и рисунки.

                         

 В найфанч тобокухо (тотихо) в чистом виде (помимо момента, указанного сенсеем Конно) используется в самом начале, сразу после постановки  левой ноги на  ребро. С этого момента  и до следующего устойчивого положения с вытянутой рукой происходит наклон корпуса в сторону удара. (Естественно, что и при выполнении второй симметричной части найфанч тобокухо также выполняется)

 тобокухо

 Отрабатывая принцип тобокухо (тотихо) на практике, не забывайте, что сначала начинает движение ударная поверхность, а затем начинается контролируемое падение! (Иначе что-нибудь весьма неприятное, например кулак, прилетит прямо в лицо).

Боец создает неустойчивое положение и начинает контролируемо ронять тело в направлении удара, это позволяет вложить массу без дополнительного разгона. Более того, в тобокухо необязательно применять наклон корпуса вперед (хотя и очень желательно). В принципе достаточно и кратковременного понижения центра тяжести, что позволит уменьшить амплитуду падения при сохранении той же самой силы и поражающей эффективности. Или поднять переднюю ногу, начав падение таким образом.

Считается, что традиционно на Окинаве был принят наклон прямой спины вперед. Это позволяет создать то самое неустойчивое равновесие, позволяющее вам сорваться в атаку в любой момент.

МУТИМИ

 Следующим принципом  является мутими (окин.).  Наиболее адекватным переводом этого слова, на мой взгляд, является  «встряхивание таза». Полагаю, что все читатели видели, как отряхивается собака, выйдя из воды. Представьте, что Ваш таз мокрый, и Вы его встряхиваете.

В отличие от современного спортивного карате, изначально на Окинаве никому не приходило в голову отводить таз назад (т.о., совершая замах и выдавая свое намерение противнику , или, как говорил  Брюс Ли «телеграфируя технику»), для того, чтобы затем вращать его вперед.

Цель мутими – сгенерировать волну импульса  от таза в бьющую конечность.

Хорошим подводящим упражнением является освобождение от захвата сзади. Исходное положение: Вы стоите вертикально, руки опущены, ноги на ширине плеч; партнер сзади обхватывает Вас за корпус на уровне локтей изо всех сил. Ваша задача – освободиться от захвата,  встряхнув таз. Дело в том, что обычно человек начинает движение плечами (да-да, и японцы с китайцами то же). Поэтому, держать надо крепко. В этом случае освобождающийся будет «мотать» на себе держащего. Однако, если встряхивание провести тазом, то человек легко освободится от захвата. (Еще раз напомню, это упражнение для отработки мутими, а не освобождения от захвата)

Для начала, можете попробовать повернуть таз перпендикулярно плечам сначала в одну, а затем  в другую сторону до упора. Это движение позволит Вам разработать подвижность поясничного отдела и увеличить амплитуду вращения. Затем, постепенно уменьшая амплитуду и увеличивая частоту вращения, Вы освоите мутими.

мутими

Ну, а где же мутими используется в найфанч?  - спросит читатель.

 - Да везде! – отвечу я. У меня даже возникла пословица «Найфанч – мутими не испортишь!» Чем чаще в найфанч Вы будете использовать встряхивание бедер, тем скорее это движение станет органичным и принесет пользу в бою.

Сенсей Конно относительно мутими высказался так: «Мутими - это способ передачи силы, благодаря использованию гамаку, от бедер к рукам. Верхняя часть тела расслаблена и производит своеобразное короткое сотрясение. Это специфическое движение встречается в ката Найханти».

 ТИНКУТИ

 Тинкути (окин.) – это вложение кисти в движение (удар или блок). С помощью этого элемента решается масса задач. Например, в прямолинейном ударе цки тейшо за счет резкого движения кисти наверх увеличивается скорость. (Здесь можно углядеть использование «реактивного» принципа: за счет ускоренного движения пальцев и ладони назад, вся рука быстрее движется вперед) При нанесении уракена возможно совместить, казалось бы, противоположности. Удар наносится по кратчайшему расстоянию (по прямой) таким образом уменьшается  время нанесения. А за счет резкого поворота кисти в момент непосредственно перед кимэ (приложением силы), возникающее хлесткое движение придает удару силу кругового.

Тинкути – это способ докручивания ударной поверхности в момент контакта с мишенью, позволяющий «закрутить» силу, направить ее по спирали вглубь поражаемой зоны. Спиральное направление хорошо корелируется с техникой внутренних стилей ушу, таких как, синьи, багуа, и тд.

В обычном цки  за счет доворачивания кулака в последний момент увеличивается проникающая, а не поверхностная сила. Кроме того, резкие вращения кисти в последний момент удара дополнительно напрягаетр мышцы предплечья  усиливают удар.

При блокировании добавление тинкути позволяет увеличить скорость и, следовательно, силу блока. А также использовать эффект «сбрасывания», т.е. перенаправления по касательной силы противника.

Во время прихвата противника на реверсивной стадии удара, тинкути позволяет значительно повысить силу и жесткость прихвата, нарушить камаэ противника (т.е. положение, из которого он может приложить силу) и облегчить контрприем.

Тренировать тинкути можно следующим способом. Вы отводите бьющую часть руки на 5 см от мишени (в данном случае необходимо использовать лапу, грушу или макивару, но не воздух). После чего вы наносите удар исключительно за счет движения кисти. Необходимо изолировать по возможности, все остальные части  тела, и учиться наносить сильный удар только кистью. Помимо значительного увеличения силы (и «проникновения») удара, такая практика Вам пригодится в условиях работы «в обхват».

 

тинути  тинкути

Кроме того, такой подход позволит проработать  правильный старт удара, суть которого состоит в том, что начинать движение всегда (!) должна ударная поверхность.

Где же в найфанч мы можем обнаружить тинкути? Да практически везде! Во всех ударах кисть вращается, добавляя силы удару. В самом первом движения резкое раскрытие кисти из кулака в нуките значительно усиливают движение. В последующих движениях вращение кулака и предплечья значительно увеличивают кимэ.

Вот, что сказал наставник Конно в своей статье: «Тинкути - используется при нанесении удара кулаком. Из расслабленного положения следует моментальное мышечное сокращение, что позволяет резко повысить концентрацию силы удара. Эта техника встречается в китайских боевых искусствах. Если посмотреть на старые (особенно довоенные) фотографии мастеров Сюри-тэ, то стойки, как правило, высокие и неширокие, во время нанесения ударов есть легкий наклон вперед, и зачастую рука согнута в запястье. С точки зрения современного каратэ - это неправильно, однако на самом деле это и есть изначальная техника Сюри-тэ».

 ГАМАКУ

 Ну и для завершения темы поиска силы в окинавском карате рассмотрим концепцию гамаку (окин.)

Почему это понятие вынесено в окончание? Дело в том, что до сих пор мы говорили о способах генерации силы. А теперь затронем вопрос передачи силы.

Во многих мультиках используется такой образ – один герой бьет другого и сам рассыпается от своего же удара. Это происходит из-за действия третьего закона Ньютона, говорящего, что «реакция равна акции». Иными словами мишень бьет по Вам с такой же силой (но противоположным направлением), что и Вы  по ней. Теперь представьте себе, что Вы решили драться с противником надувным мечом. Смешно? Страшно?

Отсюда очевидно, что мало сгенерировать силу, надо ее еще «влить» в противника, чтобы она смогла совершить свое разрушающее воздействие. Для чего необходимо повысить коэффициент передачи силы (или энергии) в идеале до 100%?

Логика простая – если я сгенерировал удар силой в 100 кг, но «влил» в противника лишь 30%. То разрушающий эффект будет намного меньше (при прочих равных), если сгенерировать 90 кг и «влить» 80%. А для этого очень важно уменьшить отдачу, т.е. реакцию мишени на удар. В этом один из секретов маленьких и щуплых бойцов.

При этом жизненно необходимо быть максимально расслабленным во все время боя, за исключением краткого мига приложения силы (кимэ). Как же этого добиться на практике? Ответ напрашивается сам собой. Именно в момент кимэ Вы должны полностью напрячься. Представьте, что Вы на долю секунды стали бронзовой статуей, «влили» всю силу (или энергию) в мишень и тут же расслабились.

Для того, чтобы стать «бронзовым» окинавцы придумали гамаку. Что же это такое и как работает? Прежде всего, нужно сказать, что гамаку – это область низа спины  (поясница) и таза, т.е. область, шириной около 40 см. именно здесь находится центр массы, именно здесь верхняя часть тела соединяется с нижней.

В момент кимирования необходимо направить таз вниз, а затем поднять вверх. Сбоку таз описывает заглавную букву «J» или контур рыболовного крючка. Такое движение само по себе (без дополнительных усилий) напрягает бедренные и ягодичные мышцы (между прочим, самые массивные у человека). Кроме того, поясничный прогиб позвоночника на долю секунды распрямляется.

В это же время область ключиц и трапециевидных мышц нужно направить вперед и вниз, подобно русской букве «Г». Одновременно вы распрямляете верхний изгиб позвоночника. Таким образом, позвоночник превращается в вытянутую букву «С» и очень напоминает лук (интересно, а луки в тайцзи-цюань не являются ли близкими родственниками нашего?).

В последнем фильме Б.Ли «Игра смерти» во время разминки перед окончательным боем с Чаком Норрисом, есть эпизод, когда Брюс, выставив руки вперед, скругляет напряженную спину. Для этого ему необходимо одновременно вывести плечи и таз вперед. Это движение, похоже, и есть то, что окинавцы называют «гамаку».

Для того, чтобы почувствовать правильное положение спины, существует довольно простое упражнение. Встаньте к стене и примите такое положение, при котором вы будете касаться стены всем позвоночником, начиная от шейного отдела и до копчика. (У Вас не должно получиться просунуть руку между поясницей и стеной)

Такое натяжение спины (обратите внимание без специального напряжения спинных мышц) позволяет создать внутреннюю опору, служащую «фундаментом» для удара и обеспечивающую максимально возможную передачу импульса в мишень.

Чтобы ощутить внутреннюю опору, могу предложить Вам еще одно упражнение. Подойдите к любой поверхности, чуть уже спины (например, к колонне или к настенному щиту для ударов). Плотно прижмитесь к ней спиной, и нанесите несколько ударов рукой или нагой, не разрывая контакт. Ощущение будет весьма необычным, при этом сила удара существенно увеличится. Вот как раз ради этого ощущения внутренней опоры (не таскать же колонну все время с собойJ), внутренней «плиты» как раз и необходимо гамаку.

Следующее упражнение для развития гамаку требует партнера.  Станьте в хейко-дачи или найфанч-дачи (стойка с параллельными стопами). Партнер упирается рукой в Ваш живот или грудь (более сложный вариант) и плавно, но сильно давит вперед (то есть разгибает свою руку). Ваша задача удержать равновесие в этом положении. (Тот, кто давит, должен время от времени резко сбрасывать усилие, чтобы Вы не «ложились» на него, начиная давить вперед. Ваше усилие должно быть направлено именно вниз.) Другими словами, вам необходимо импульс из горизонтальной плоскости перевести в вертикальную, иначе не удержаться на ногах. Для этого Вам как раз и придется опустить плечи вниз, а таз и бедра должны описать линию, напоминающую букву J. При этом бедра и корпус естественным образом напрягутся.

Теперь попробуйте нанести удар из обычного положения и из положения гамаку в грушу или макивару, и вы сразу почувствуете разницу. Насколько я могу судить, таким образом, достигается «сплавление» корпуса воедино. Удар становится жестким, так как импульс передается мишени «монолитом». Не забудьте про Третий закон Ньютона: мишень бьет по Вам с той же силой, что и Вы по ней. Поэтому «сплавление» корпуса, т.е. предотвращение «развала» тела позволяет значительно увеличить поражающее воздействие.

гамаку

 И снова обратимся к словам наставника Конно: «Гамаку - это положение тела, когда плечи опущены, а мышцы живота и спины контролируют положение таза. Благодаря гамаку можно контролировать перераспределение веса в собственном теле, и даже при высоких стойках сохраняется устойчивое равновесие.

 Гамаку является базовым положением и в народных танцах островов Рюкю. То есть, раньше в ударах Сюри-тэ источником силы было положение гамаку, а не вращение бедрами влево-вправо.

Если следовать этому принципу, то удары, называемые в наши дни ои-цуки и гяку-цуки становятся качественно одинаковыми. Иными словами, в современном каратэ сначала ставится нога вперед, а затем в зависимости от поворота бедер вправо или влево наносится либо ои-цуки либо гяку-цуки - качественно разные удары. Однако при использовании "тобокухо" и гамаку движение идет не от передвигающейся ноги, а от бедра, поэтому и ои-цуки, и гяку-цуки становятся качественно одинаковыми, и различие состоит только в том, выдвигается при нанесении удара нога вперед или нет. Кроме того, используя гамаку, можно осуществлять быстрые уходы (таисабаки) вправо или влево».

Где же в найфанч встречается гамаку? Подводящее упражнение – это резкое сгибание ноги без изменения положения корпуса (намигаэси – возвратная волна). Для осуществления этого движения без изменения положения проекции центра тяжести Вам придется «подвесить» таз на корпусе, т.е. удерживать нижнюю часть тела на верхней, используя  гамаку.

Полностью же понятие гамаку раскрывается во время выполнения движения вперед (йоко-уке, двойной блок, цки). (Поняв это, я даже простил Итосу Анко его подмену уракена вперед на цки. Действительно, уракен не так наглядно позволяет почувствовать опору на спину. Возможно, именно этим и была продиктована замена. Кто знает?)

 Что же в итоге?

Окинавцы разработали (или заимствовали из Китая?) весьма эффективную систему генерации и «вливания» энергии в точку мишени. Эти источники силы позволяли слабым и легким побеждать сильных и тяжелых бойцов. А ката найфанч, являясь фундаментальной формой Сюри-тэ, естественно, содержит элементы тотихо (тобокухо), мутими, тинкути и гамаку в изобилии.

В этой короткой и простой (внешне) форме таится поистине безграничное содержание. Рискну перефразировать Т.Мияги – «В найфанч есть все!».