КЛЮЧ К ПОБЕДЕ.
Учение о «полноте» и «пустоте» в дальневосточной традиции воинских искусств
Алексей Горбылёв shigetsu@mail.ru
Одной из самых характерных черт дальневосточной традиции воинских искусств является стремление понять и сформулировать наиболее общие законы, приложимые к столкновению любого масштаба, будь то сражение между двумя армиями или рукопашная схватка. Познание этих законов мыслится как залог гарантированного достижения победы в бою. Как писал великий китайский теоретик военного дела Сунь-цзы, «тот, кто хорошо сражается, стоит на почве невозможности своего поражения и не упускает возможности поражения противника».
Каким же образом это достигается? Как же все-таки одерживают победу? «Наука верховного полководца состоит в умении оценить противника, организовать победу». Но что именно подлежит наблюдению и оценке? «Полнота» (яп. дзицу) и «пустота» (яп. кё), — отвечает все тот же Сунь-цзы.
Учение Сунь-цзы о «полноте» и «пустоте»
Под «полнотой» Сунь-цзы подразумевает полноту боевой подготовки, способность к активным действиям, полную неуязвимость для противника. Под «пустотой» же имеется ввиду несовершенство подготовки, слабая способность к действиям, уязвимость. Вместе с тем слово «полнота» Сунь-цзы прилагает и ко всякому частному случаю, называя так всякий сильный пункт; словом же «пустота» он называет любой слабый, уязвимый пункт.
Именно за этой «пустотой» у противника, за его дефектами, недостатками, слабыми, уязвимыми сторонами и должен следить полководец, и здесь очень важно, чтобы он умел оценивать, так как лишь опытный глаз может открыть наличие уязвимого пункта.
В битве пустоте противника следует противопоставить свою полноту, его уязвимости — собственную неуязвимость, причем именно там, где обнаружилась уязвимость противника. Если у противника обнаружилось утомление, нужно противопоставить ему свежесть своих сил; если у него появился недостаток боеприпасов, нужно противопоставить полноту своего снабжения и т.д. Полководец, сумевший открыть уязвимый пункт противника и противопоставить ему свою собственную неуязвимость, уже тем самым гарантировал себе победу, которую сражение лишь оформляет. Используя понятия «полноты» и «пустоты», Сунь У уподобляет удар уже победившей армии по армии, уже, в сущности, побежденной, удару «камнем по яйцу», «полным по пустому».
Итак, победа есть результат столкновения полноты у себя с пустотой у противника.
Однако, «пустота» и «полнота» взаимопреходящи, Японский комментатор Огю Сорай пишет: «Полнота и пустота так меняются, так переходят друг в друга, что между ними нельзя просунуть даже тончайшего волоска. То, что до сих пор было полнотой, вдруг меняется и становится пустотой; то, что до сих пор было пустотой, вдруг меняется и становится полнотой. Как нет раз навсегда установленной полноты, так нет и раз навсегда установленной пустоты».
Учение о «полноте» и «пустоте» в японских бугэй
Эти идеи были глубоко усвоены последователями японских воинских искусств. Не существует ни одного направления будзюцу или будо, в которых бы наставники не подчеркивали значения различения «полноты» и «пустоты». Вот что пишет об этом мастер кэндо Мураками Сададзи в своей популярной книге «Кэндо нюмон» («Введение в кэндо»):
«Говорят, что Ёсиока Киити хоган1 вручил Минамото Ёсицунэ2 следующее наставление:
«Когда приходят — встречай, когда уходят — провожай, когда противостоят тебе — гармонируй. Пять и пять — десять, два и восемь — десять, один и девять — тоже десять, достигай гармонии в соответствии [с этим принципом], Следи за «полнотой» и «пустотой», помни о невидимом, Большое покрывает большую площадь, малое проникает в мельчайшие частицы. Смерть и жизнь заключены в благоприятном моменте (кикай); отвечай на изменения вовремя. Имея с чем-либо дело, не двигай сердце (сознание)».
Кроме этого наставления, в кэндо издревле было очень много наставлений о «пустоте» и «полноте». Говорят, что нужно наносить удар по «пустоте» и избегать «полноты»».
«Дзицу», «кё», «суки» и «кикай»
Вокруг этой концепции в японских воинских искусствах сложился специфический понятийный аппарат, включающий такие понятия как дзицу — «полнота», кё — «пустота», суки — «дыра» — и кикай — «благоприятный момент». Все четыре этих понятия неразрывно связаны друг с другом, хотя разные специалисты трактуют их по-разному.
Мураками С. указывает, что «кё» («пустотой») называют момент возникновения суки — «дыры» («щели», «удобного момента», «невнимательности», «слабого места»). При этом суки он сравнивает с «отверстием, через которое проходит ветер или проникает луч света».
Кё — это состояние противоположное дзицу (полноте), т.е. такому состоянию, когда, как пишет Мураками, «дух (сэйсин — дух, душа, намерение) и энергия (кибун — самочувствие, настроение, расположение духа) доведены до полноты (до совершенства), это состояние бдительности, полной сосредоточенности, когда нет ни малейшего суки».
Далее Мураками подчеркивает взаимообусловленность и взаимопреходимость полноты и пустоты:
«Если у человека где-то имеется полнота, то с противоположной стороны у него — пустота. Например, когда человек хорошо защищает правую сторону, с левой стороны у него образуется пустота, и наоборот, когда человек хорошо защищает левую сторону, с правой стороны у него образуется пустота; если есть сильное место, обязательно есть и слабое место, на которое противник может легко напасть. Избегать «полноты» и наносить удар по «пустоте», избегать энергичности (силы — эйки) и наносить удар по инертности (вялости — даки) — вот что ценится в кэндо превыше всего».
Почти то же самое говорит и Со Досин, основатель Сёриндзи-кэмпо, в своем фундаментальном труде «Сёриндзи-кэмпо кёхан» («Учебник по Сёриндзи-кэмпо»):
____________________________________________________________________________________________
1 Ёсиока Киити хоган — легендарный знаток военного искусства XII в., специалист по гаданиям по инь и ян, и по китайской книге по военному делу «Лютао» («Шесть стратегий»),
2 Минамото Ёсицунэ — выдающийся японский полководец второй половины XII в.
_____________________________________________________________________________________________
«Полнота (кё) и пустота (дзицу) изначально есть и у врага, и у меня. Когда используют термины пустота и полнота применительно к тактике боя, говорят, что нужно избегать полноты противника и поражать его пустоту или посредством собственной полноты поражать пустоту противника.
В трактате «Сунь-цзы» словами «выступив туда, куда он (враг) непременно направится, самому направиться туда, где он не ожидает» разъясняется принцип удара по пустоте. Затем дается следующее наставление относительно пустоты и полноты: «Тот, кто проходит тысячу ли и при этом не утомляется, проходит местами, где нет людей. Напасть и при этом наверняка взять — это значит напасть на место, где он не обороняется».
И далее: «Форма у войска подобна воде: форма у воды — избегать высоты и стремиться вниз; форма у войска — избегать полноты и ударять по пустоте. Вода устанавливает свое течение в зависимости от места; войско устанавливает свою победу в зависимости от противника. Поэтому у войска нет неизменной мощи, у воды нет неизменной формы. Кто умеет в зависимости от противника владеть изменениями и превращениями и одерживать победу, тот называется божеством, Поэтому среди пяти элементов природы нет неизменно побеждающего; среди четырех времен года нет неизменно сохраняющего свое положение. У солнца есть краткость и продолжительность, у луны есть жизнь и смерть».
В общем, в бою нужно избегать полноты противника и поражать его пустоту. Именно способность четко откликаться на изменения противника, реагировать соответствующим образом и изменяться, и есть основа достижения победы. Того, кто способен изменяться таким образом, Сунь-цзы и называет «божеством».
Говоря, насколько это возможно, конкретно, это означает застигать врага врасплох, атаковать всей силой совершенно незащищенное место, а также распылять силу противника, показывать, что собираешься ударить рукой, и наносить удар ногой. Если будешь пользоваться фазами дыхания «а» и «ун» (вдох и выдох), это будет подобно тому, как проходить тысячу ли местами, где нет людей, будешь побеждать, не испытывая усталости».
Ситуация, когда боец может противопоставить свою полноту пустоте противника, в воинских искусствах называется «кикай» — «благоприятный момент».
Согласно теории, своевременный захват инициативы и использование удобного момента для овладения ситуацией является необходимым условием для достижения победы. Как пишет основатель школы каратэ Гэнсэй-рю Сюкуминэ Сэйкэн в своей книге «Син каратэ-до кёхан» («Учебник по новой школе каратэ-до»), «пословица гласит: «Когда найдено сокровище, нужно найти подходящий момент, чтобы его унести». Благоприятный момент (кикай) очень трудно уловить. Для этого требуются внимание и старательность. Благоприятный момент — это хороший шанс легко овладеть ситуацией, обеспечить прочное удержание своих позиций и найти возможность для того, чтобы захватить противника врасплох».
Очень хорошо о кикай написал Со Д.:
«Кикай, или шанс в атаке и защите, — это чрезвычайно сложное, деликатное понятие, которое невозможно выразить ясно ни на письме, ни на словах. Поэтому я попробую немного прояснить путь постижения кикай.
Говорят, что в древности те, кто постигали сокровенные секреты кулачного искусства, могли, едва приняв боевую изготовку против противника, оценить уровень его технического мастерства и даже работу его сознания, мгновенно принять соответствующие меры и одержать победу. Однако на такое способны только те, кого называют «мэйдзин» («совершенный мастер») или «тацудзин» («знаток», «эксперт»). Простой же человек этого не может даже сымитировать. Поэтому для начинающих важно в ударах руками «цуки» знать благоприятные моменты, когда нужно наносить «цуки» и, пользуясь ими, проводить приемы».
Кикай, или благоприятный момент для атаки, может возникать естественно, в результате неудачных действий противника. Но опытный боец не станет дожидаться, когда противник сам раскроется, а будет сознательно создавать возможность для проведения своего приема. Сюкуминэ С. пишет:
«При применении противником приемов создавать «кикай» помогают сознание (букв, сердце — син), энергия (дух — ки), техника (ги), движение (до), заминка (сэй) и т.д., которые создают «дыры» в обороне противника и позволяют провести прием…
Бытует выражение: «верх завлекает, а низ отступает, низ принимает меры, а верх атакует», В этих словах заключен большой смысл».
Кикай — явление обоюдоострое, поскольку «кё» и «суки» могут возникать не только у противника, но и у самого бойца. На это стараются обратить внимание все мастера будзюцу и будо. Так Сюкуминэ С. пишет:
«Неподготовленность к обороне, ослабление внимания, отсутствие дзансин и потеря бдительности создают в вашей технике кикай, [которыми может воспользоваться противник для проведения своей атаки]… Если в твоей обороне есть кё и суки, возникнут затруднения в оценке дистанции, при неожиданных остановках противника, тело уже не движется так же свободно, как кисть в руках мастера».
Со Д. акцентирует внимание на том, сколь опасно атаковать противника, готового к обороне
«Поскольку неосмотрительно атаковать, несмотря на отсутствие кикай, значит напротив
создавать суки в своей обороне и предоставить кикай для атаки противнику, на это нужно обращать пристальное внимание».
Каждый из трех мастеров, чьи работы использовались при написании данного материала .- Мураками С., Сюкуминэ С. и Со Д. — дает практические советы и выделяет некоторые основные виды суки и кё.
3 вида суки по Мураками Сададзи
Мураками С. выделяет 3 основные вида суки:
«В кэндо различают суки сознания (син-но суки), суки позиции (камаэ-но суки) и суки движения (доса-но суки), которые поражают или поражаются ударами.
Корень всех видов суки — в сознании. Если суки нет в сознании, суки не возникает ни в позиции, ни в движениях. Если человеку удастся устранить и бесформенное (мукэй) суки (син), и суки, имеющее форму (юкэй), он достигнет совершенства. Поэтому чрезвычайно важно исследовать эти три вида суки.
1. Син-но суки — «Дыра в сознании»
Сознание — это источник, дающий начало всякому движению, Когда сознание отсутствует в каком-то месте, это называют «суки сознания».
Важно быть активным, полным энергии (кибун-га мититэ), чтобы внимание распространялось повсюду, от подошв стоп до волос на голове.
Если сконцентрировать все внимание на одной-единственной точке, упустишь из вида другие стороны, и если тебе туда нанесут удар, не сможешь ни уклониться, ни среагировать. Посему люди, которых называют святыми меча старины, постоянно упражняли сознание, тренировались, чтобы сознание охватывало все тело.
Если в сознании нет суки, становится более не нужной боевая изготовка (камаэ), имеющая форму (юкэйтэки). Человека, который достиг этого, называют «мэйдзин» — «совершеный (великий) мастер».
2. Камаэ-но суки — «Дыра в боевой изготовке»
Боевая изготовка (камаэ) — это, так сказать, крепость, Совершенная боевая изготовка, подобно неприступной крепости, дает огромное преимущество по сравнению с противником.
Если принять правильную боевую изготовку с кончиком меча, устремленным в центр противника, со сбалансированным положением тела, обеспечивающую полную защиту всех частей тела от всех возможных ударов — мэн (рубящий по голове), котэ (рубящий по кисти), до (рассекающий по туловищу), цуки (укол), из которой можно защититься от любого приема, противник не сможет с легкостью нанести тебе удар.
Однако сколь совершенной бы ни была, по идее, имеющая форму боевая изготовка, если она не сочетается с лишенной суки боевой изготовкой сознания (син-но камаэ), ее невозможно использовать. Она будет как крепость, в которой нет ни одного человека.
3. Доса-но суки — «Дыра в движениях»
Чтобы не создавать суки в движениях необходимы сила энергии-ки (кирёку) и дзансин («остаточное сознание»)… Если, решив нанести удар, начать бить бездумно, противник сможет воспользоваться началом твоего движения. Если после удара не будет дзансин, удар нанесет противник, а не ты.
Важно исследовать суки в движениях в их связи с боевой инициативой (кисэн), дзансин, благоприятным моментом для удара (датоцу-но кикай) и т.д.»
8 видов кё и 5 видов суки по Сюкуминэ Сэйкэн
Сюкуминэ С. выделяет 8 видов кё и 5 видов суки:
«Применяя технику, очень важно выявлять кё — моменты уязвимости — и суки — «дыры» -в обороне противника и в своей собственной обороне…
Особенно важно обращать внимание на повторное возникновение кё и суки вследствие нерешительности после атаки.
Основной принцип состоит в том, чтобы поражать кё противника и защищать свои суки.
Атака восьми кё
1. Поражение кё, возникающей перед движением (додзэн-но кё)
Если противник собирается изменить позицию, он должен произвести перемещение. В этот момент у него возникает кё, поскольку его воля сконцентрирована на этом движении. Кроме того, он не может мгновенно принять новое положение, взгляд его еще не установился, и поэтому нетрудно поразить открытую часть его тела, поскольку противник не сможет оказать серьезного сопротивления.
Не сопротивляйтесь движениям противника, а используйте их.
2. Поражение кё, возникающей после движения (дого-но кё)
После того, как противник заканчивает движение, возникает «кё после движения». Это может произойти сразу же после окончания атаки или защиты противника, сразу же после его приближения или выхода с близкой дистанции, либо тогда, когда дыхание противника нарушено.
В этом случае противник слаб внутри и снаружи. В этом состоянии противник может пытаться скоординировать свои действия, и внимание его будет отвлечено. Этот момент нужно использовать,
3. Поражение «кё караги» («слабое мастерство»)
Когда движение противника завершается в неожиданных ситуациях, то непосредственно после этого возникает «кё караги». Это состояние неизбежно возникает в результате значительного разрыва между желаниями души и техникой, ибо как техника проистекает из состояния души, так и состояние души проистекает из техники.
Это кё наиболее продолжительно по времени, и очень полезно держать его под контролем.
4. Поражение «кё рассеянности» (хосин-но кё)
Бывают случаи, когда связанное с техникой внимание человека мгновенно рассеивается в результате возникновения каких-либо обстоятельств. При этом возникает «кё рассеянности»,
Обычно в это время человек не ожидает нападения, и сердце его спокойно.
Твоя душа должна как бы видеть человека насквозь и уметь подмечать кикай. Всякая атака в этот момент покажется противнику удивительной, невероятной.
Это кё надо поражать мгновенно, без подготовки и промедления.
5. Поражение «кё утраты равновесия» (хотай-но кё)
Момент, когда тело противника во время движения утрачивает равновесие, или он сбивается с ноги, представляет собой удобный случай для применения приемов, поскольку одновременно с телом равновесие утрачивает и дух. Сила тела и сила духа слабеют, и, натолкнувшись на препятствие, тело противника теряет равновесие, он останавливается, При этом следует обратить внимание на способ движения и «киай». Перед атакой — движение и «киай», после потери равновесия противником — применение приемов.
6. Поражение «кё дыхания» (кисоку-но кё)
Непосредственно перед тем, как противник сделает глубокий вдох, имеется удобный момент для применения техники. Когда человек дышит глубоко, применение техники требует большого искусства. Когда человек собирается сделать глубокий вдох, тело его расслабляется, и этот момент благоприятен для применения техники.
Помни, что твое тело в подобные моменты также может быть поражено противником.
7. Поражение «кё сомнения» (гиваку-но кё)
В момент, когда противник пребывает в сомнениях, возникает удобный момент для применения техники.
Своему чувству противник постарается противопоставить свою технику и концентрацию внимания. Такое противопоставление можно использовать, для чего нужно сымитировать какую-либо атаку, на которую бы противник бурно прореагировал, после чего можно атаковать любую часть его тела. Атаковать нужно мгновенно, не ослабляя внимания. Когда у противника появляются сомнения, он становится беззащитным.
8. Поражение «кё страха» (кёку-но кё)
Когда противник выказывает страх, его ки и форма нарушены. Это благоприятный момент для проведения решающей атаки. При этом противник осторожен и ощущает нависшую опасность, что нарушает в нем единство тела и техники.
В такие моменты особенно эффективны высокие прыжковые приемы. Но в то же время противник при этом очень опасен и может многое натворить. Поэтому будьте внимательны к «дырам» в своей обороне.
Пять «дыр» (суки) в обороне и их значение
1. «Суки сознания» (син-но суки)
Истина гласит: «Если различные формы тела как истинное бытие отражаются в сознании (сердце — син), как в ясном зеркале, то сознание противника будет одурманено и введено в заблуждение».
Отсутствие суки в энергии (ки) порождает отсутствие суки в сознании.
Чтобы не дать возникнуть суки в сознании, оно должно стать ясным зеркалом, в котором будут отражаться все движения и помыслы противника, и которое будет правильно предсказывать события.
2. «Суки энергии» (ки-но суки)
Говорят, что если наполнить воздухом нижнюю часть живота («тандэн») и правильно удерживать воздух, то не будет «вторжения».
Если дыхание нарушено, то образуется суки. Энергия (ки), сознание (син) и техника (ги) должны быть едины, причем энергия объединяет сознание и технику и ведет их, как ветер поднимает волну. Из этого и рождается мастерство высокого класса.
Однако удержание формы и энергии и использование лишь десятой части способов приводит к странностям, которые могут быть высмеяны, как, например, в случае с человеком, исполняющим какое-либо ката в неподходящей ситуации.
Поэтому любое положение: динамическое или статическое, имеющее форму или бесформенное, — включает удержание воздуха в тандэне, что равносильно наполнению тела вселенской энергией и позволяет воспрепятствовать вторжению противника и контролировать его статику или динамику.
3. «Суки в технике» (вадза-но суки)
Говорят, что «если техника целесообразна, а ее изменения гармоничны и приспособлены к ситуации, то противник будет обуздан».
Если техника неуправляемая, то образуется суки в обороне. Ранее уже говорилось о соответствии технического мастерства ситуации и о рациональном и последовательном использовании техники. Следует иметь ввиду, что при отсутствии правильной техники, например, суки образуется вначале внутри нас, и лишь затем снаружи. И наоборот, лишь абсолютная уверенность в себе помогает приобрести совершенную мастерскую технику.
4. «Суки положения [тела]» (тай-но суки)
Говорят, что «правильное и корректное положение успокаивает сознание».
Если пренебрегать корректным положением, то создается «дыра» в обороне.
Повседневная одежда, ее форма, покрой, чистота и опрятность, также как и опрятность тела оказывают огромное влияние на технику, хотя об этом, возможно, немногие догадываются. Это особенно относится к боевой изготовке (камаэ).
Дурная внешняя форма, так же, как и дурное высказывание о других, возможно, и преследуют какую-то цель, но эта цель в первую очередь вредна для вас.
Дефектность одежды и непристойность поведения противника путем изменения его поведения могут привести к образованию суки в его обороне, структура которой зависит от различных факторов.
В частности, внутреннее спокойствие и правильные внешние формы одежды приводят к твердости характера: «японский дух и китайская ученость — вот человек, достойный прожить жизнь».
В противном случае из эффективной изготовки (юко камаэ) может возникнуть неэффективная (муко камаэ).
5. «Суки в деяниях» (гё-но суки)
Если деяния сообразуются с моралью, то и на истинном Пути (До) и в повседневной жизни не будет ошибки. В противном же случае образуется суки.
Деяние, то есть выполнение техники и движений, обязательно должно быть праведным. Распутное поведение накладывает на человека дополнительное бремя.
Пренебрежение законами сковывает его мимику, нарушает согласованность его движений и создает очень большие затруднения в овладении высокой техникой.
Эффективная дистанция (юко маай) стремится в этом случае перейти в неэффективную (муко маай), тело не движется по установленным линиям, все это является результатом пренебрежения моралью».
5 видов кикай по Со Досин
Со Д. выделяет 5 основных видов суки:
«В каких же случаях можно говорить о благоприятном моменте для атаки (кикай)? Существуют разные случаи. Важнейшие их них следующие:
1. Когда в боевой изготовке (камаэ) противника имеется суки
Если в положении тела противника есть большая «дыра», даже начинающий сможет ее заметить и провести эффективную атаку.
2. Миг, когда противник собирается начать атаку
Мгновение, когда противник собирается атаковать и начинает подготовительные движения, его сознание отвлекается на это. Поэтому в его обороне образуется суки, Это один из благоприятных моментов для атаки, когда, используя эту особенность, показывают противнику ложную «завлекающую» суки в защите и, в свою очередь, дождавшись его раскрытия в мгновение, когда он соберется атаковать, проводят контратаку.
3. Мгновение, когда защитой удается расстроить прием противника и вывести его из
равновесия
Мгновение, когда противник наносит удар рукой или ногой, но вы расстраиваете его прием с помощью отклоняющего или останавливающего блока и выводите его из равновесия, — это кикай для победы в стиле «го-но сэн» (контратака после блока).
4. Момент, когда противник меняет боевую изготовку (тай-гамаэ)
Мгновение, когда противник, ощущая неудобство в выполнении техники или неподготовленность своей позиции, хочет ее переменить и начинает двигаться, является хорошим моментом для атаки.
5. Момент, когда противник закончил прием
Мгновение, когда противник завершает комбинационную атаку, проводимую в соответствии с определенным шаблоном и состоящую из двух или трех движений, непосредственно перед тем, как он перейдет в следующее положение, также является хорошим моментом для проведения атаки.
Существует и много других благоприятных ситуаций, но в целом кикай — это момент, который возникает и исчезает мгновенно: вот он есть, а вот нет, Кикай подобен мыльному пузырю, который надувается мгновенно и мгновенно же лопается, Для того чтобы эффективно атаковать и защищаться, уловив благоприятный момент, который живет одну секунду, недостаточно только знать теорию. Непременным условием этого является интуиция, которая обретается через многочисленные тренировки и накопление опыта».
Литература
1.Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо — традиция воинских искусств. Москва, 1990.
2.«Сунь-цзы» — в кн.: Конрад Н.И. Синология. М,, 1995, с. 7-304.
3.Мураками Сададзи. Кэндо нюмон (Введение в кэндо). Токио, 1959.
4.Со Досин. Сёриндзи-кэмпо кёхан (Учебник по Сёриндзи-кэмпо). Тадоцу, Сёрин-дзи, 1964.
5.Сюкуминэ Сэйкэн. Син каратэ-до кёхан (Учебник по новой школе каратэ-до). Токио, 1961.