О вредности идеи «длительности боя» или Бей первым, Фредди

 -А что вы делаете на своих тренировках?

-Отрабатываем технику победы одним ударом.

-Кхм…а что же вы столько времени тренируетесь,

 если отрабатываете только один удар

(диалог, имевший место между автором и его девушкой)

Терёхин Константин

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 «Две минуты спарринг, хаджиме!», «во время боя ты должен…», «в начале  схватки необходимо провести разведку противника…», «в ответ на его атаку, ты должен…», «а если это не принесет желаемого успеха, то переходи к…». И даже совсем уж экзотическое: «Сегодня мы разберем, чем вторая атака отличается от первой…».

Наверное, эти или подобные по смыслу слова слышали все практики боевых искусств. В них явно или подспудно присутствует мысль о длительности боя. При этом практически уходит из поля зрения, забывается основополагающий принцип карате -«иккен хисацу» («убить одним ударом»). Чтобы не быть слишком кровожадными, а также чтя УК, давайте этот принцип переведем мягче – «победить одной атакой».

Доподлинно не известно, но большинство историков карате сходится во мнении, что Матсумура Сокон, будучи одним из телохранителей короля архипелага Рюкю, в середине XIX века совершил поездку в Японию с целью ознакомления с воинскими искусствами. Побывав в одной из школ кен-дзюцу, он так загорелся идеей «победы одним ударом», что реформировал свой стиль ведения боя. Позже, уже став прославленным мастером, наставник Матсумура Сокон, оказал огромное влияние на развитие всего окинавского карате. Таким образом, принцип иккен хисацу стал одним из основополагающих.

Дело в том, что в японском языке произношение «кен» в зависимости от того каким иероглифом записывается, может означать «меч» (например в «кен-до») или «кулак» (например, в «сей-кен», «ура-кен»). Этим удачным совпадением как раз и воспользовался Матсумура Сокон, изменив первоначальный смысл с «убить одним ударом меча», на «убить одним ударом кулака». В более широком смысле используется  словосочетание «икгири хисацу», что можно перевести как «убить одним (любым) ударом».

Почему этот принцип, на мой взгляд, самый главный? Как только вы предполагаете длительность боя, вы тут же сталкиваетесь с различными непредсказуемыми факторами. Например, агрессор стоит на сухой поверхности, а вы – на мокрой или скользкой; противник стоит спиной к солнцу, а вы – лицом; их может быть много; он или они могут воспользоваться оружием, к нему/ним могут прийти на помощь друзья; не забывайте нашу родную милицию; и знаменитое «-кто свидетель?– я свидетель, а что произошло?» и т.д. и т.п. Все эти факторы можно обобщить одним очень неприятным словом – «неопределенность».

Что же я предлагаю? Как только противник проявил агрессию, которую (по вашему мнению), не удастся урегулировать словесно, сразу же нейтрализуйте его! Как именно это будет сделано: с помощью удара, броска, удушающего или болевого приема и т.д., зависит от ситуации, вашего состояния и подготовки. Но, бой должен быть подобен вспышке молнии. Агрессор четко обозначил свое намерение и…тут же упал.

Дело в том, что тот, кто первым ударил или произвел какое-то другое техническое действие имеет громадное преимущество. По сути, этим действием может все и закончиться.

Людей, думающих, что они могут надежно защититься в реальной ситуации, хочу сильно расстроить. Если вам удалось заблокировать первый удар противника, то вы – счастливейший из людей. Парировать второй, а тем более, третий удар, шансов практически нет. Между тем, люди, имеющие опыт уличных драк, обычно атакуют двумя-тремя ударами в голову. Если этого по какой-то причине не хватило, (вы все еще стоите на ногах), то переходят в «навал» т.е. движутся к вам и лупят наотмашь в область вашей головы или других уязвимых частей тела.

Моралистов, чье сознание затуманено странными идеями «молодежного лидера» и «неспособного к усовершенствованию» Фунакоши Гичина (кто со мной не согласен, не поленитесь и посмотрите его записи на youtube.com) о том, что «в карате не нападают первым», хочу успокоить, что в описанном варианте боя суть этого принципа не нарушается. Вы действительно не нападаете первым, вы первым бьете. Очень надеюсь, что читающие эти строки не ходят по подворотням и не бьют слабых и беззащитных «впятером на одного».

А утверждение Фунакоши о том, что все ката карате начинаются с блоков, звучит…кхм…странно. Следовательно, либо он не изучал различные варианты бункай («применение ката»), либо сознательно лгал, умалчивая об этом в своих работах. Вы можете выбрать ту версию, которая вам ближе.

Если к вам подошли субъекты, называемые в народе гопниками, или возникла иная агрессивная ситуация (еще раз подчеркну – которую вы не начинали), вот тут вам сам Бог велел начать и закончить бой первым.

От морально этических проблем первой атаки давайте вернемся к идее длительности боя. Если вы исходите из концепции иккен хисацу, то, это существенно изменяет тренировочный процесс. По сути, акцент в тренировках необходимо делать на одну мгновенную атаку. На вспышку, взрыв, венчающийся победой. Такое излюбленное многими практиками БИ качество как выносливость – вторично. На самом деле, ей отводится роль плана «Б». Если у вас в силу каких-то причин не получилось «иккен хисацу» противника, то выносливость - это волшебная палочка-выручалочка на все случаи жизни (придется ли вам драться с противником или убегать от него). Однако, еще раз подчеркну, следует отдавать приоритет в тренировках той самой «одной атаке».

Для примирения этих двух подходов мы используем следующее упражнение: один партнер держит большой щит (с амбразурой, обмотанной скотчем, чтобы можно было наносить удары в область головы), второй наносит 5-7 одиночных ударов с интервалом 1-2 секунды, направленных как раз на отработку иккен хисацу. Затем, в течение 20-30 секунд следует непрерывная серия ударов, необходимая для отработки выносливости.

Отработка выносливости

Что же касается правил кумите (в смысле свободного спарринга), то единственные, признаваемые нами – это «сёбу иппон». Т.е. до одного иппона или решающего действия («иккен») приводящего к … правильно –хисацу.

Так же важнейшим составным элементом  тренировочного процесса является отражение атаки в момент открытия глаз. Другими словами, обороняющийся стоит с закрытыми глазами, нападающий(-щие) занимает(-ют) любое положение на расстоянии 2-3 шага. Нападающий издает крик и сразу начинает атаковать, обороняющийся, только в этот момент открывая глаза, должен адекватно прореагировать, приведя, в итоге, врага(-ов) к иккен хисацу.

Таким образом, мы стараемся отработать реакцию на неожиданное нападение, также весьма часто встречающееся на улице. И свести к минимуму элемент дуэльности и спортивности (противники готовы к взаимной атаке, примерно одинаковы в весе, должны соблюдать одни и те же правила, и, вообще, изначально имеют равные шансы на победу. На улице же так никогда не бывает – вряд ли кто-то будет «наезжать» на вас, если существует большая вероятность «огрести» самому), практически всегда присутствующий в спортивных или учебных боях.

Иккен хисацу, кстати, подразумевает очень серьезную психическую концентрацию, без которой вы вряд ли победите равного или превосходящего вас противника. Это приводит к значительному расходу энергии, т.е., вы должны победить еще до боя (помните Сунь-цзы?) После чего уже реализуете эту ситуацию на практике.

Те, кто пробовал себя в тамешивари (разбивании твердых предметов) хорошо понимает, о чем идет речь. Кирпич, например, нужно сначала победить внутри себя, реально увидеть его уже разломанным, после чего производить удар. (Именно это мы и подразумеваем, говоря, что «кирпич ломают головой»)

При этом, речь не идет о презрении кирпича, иначе он больно вас накажет. Речь идет о спокойном и уверенном ощущении того, что кирпич – серьезный противник, но он уже сломан. Без  этого чувства, но уже по отношению к реальному сопернику, у вас вряд ли получится победить его одной атакой.

Все, о чем я здесь пишу, очень напоминает легенду о возникновении иай-дзюцу. По легенде молодой самурай горел желанием отомстить опытному воину за смерть близких. Хорошо понимая, что в дуэли у него нет шансов на успех, и не желая нападать подло, он стал искать способ победить. После длительных размышлений молодой самурай понял, что его единственный шанс – это, опередив противника, первым выхватить меч и зарубить его. По легенде, он бросил вызов обидчику и, первым выхватив меч, убил его. Тем самым исполнив необходимый ритуал и на практике доказав эффективность такого метода боя.

Ну, что ж резюмируем. Никогда не нападайте первым. Однако, подвергшись агрессии, бейте первым! Ваши действия должны быть подобны вспышке молнии. Не стоит вступать в схватку с противниками. Их следует …нейтрализовать быстро и эффективно. Это и есть иккен хисацу!