О разотождествлении себя с тем, что в нас не умеет рисовать
«..Мы изнутри – всего лишь особи,
Мы снаружи – всего лишь маски…»
Ольга Арефьева «Скафандр»
«Говоря, что ты чего-то не можешь,
Ты тем самым лишаешь себя всемогущества!»
Р.Бах «Карманный справочник Мессии»
«В душе-то я художник, по крайней мере, мечтаю…» «Я – такой криворукий, и не могу собраться вне этой студии, и с воображением у меня вообще проблемы!!!» «Мне сказали несколько лет назад: «Если не знаешь, что рисовать – не рисуй!», и теперь я долго смотрю на лист и не могу начать!» «Еще, я вроде понимаю, потом, когда начинаю писать акварелью, в какой-то момент все забываю, а когда сделаю совсем не то, что было нужно, снова все понимаю!»
Знакомая картина? А если попробовать иначе:
«Я – в душе художник! Осталось научиться!»«Я – упражняю свои руки, они могут больше, дома у меня есть планшет, я с удовольствием на нем рисую. Я люблю что-нибудь представлять и просто фантазировать!» «Мне много странных вещей говорили в жизни, и все эти фразы я воспринимал с юмором!» «Несмотря на то, что я частенько увлекаюсь и делаю смехотворные ошибки, каждая моя учебная работа все лучше и лучше!»
Видите разницу? Она небольшая… Но существенная )))!
В любой области, когда мы приходим чему-либо учиться, существует такая возможность – начать констатировать свои неумения. Нужно ли Вам такой возможностью пользоваться, вот в чем вопрос…
Что приносит больше пользы, зацикливание на своих трудностях, или процесс избавления от них?
Так на что стоит тратить душевные силы?
Вот этот момент как раз и является ключевым, при любом освоении чего-либо.
На то, как сейчас, в данный момент освоить что-то новое или на то, как сформулировать свои проблемы при освоении этого нового.
Но возникает вопрос: проблемы или возможности совершенствования?
И второй: У кого эти проблемы (возможности)?
Руки не слушаются? Руки, это Вы? Вы хотите, чтобы руки не слушались? Вряд ли…))
Поставьте простой эксперимент: в течение 3-х дней несколько раз по 5 минут проводите карандашом на любом клочке бумаги самые разные линии – прямые, кривые, короткие, длинные, восьмерки, каракули и т.д. Крутите карандаш в пальцах, держите его самыми разными способами и т.д. После этого сравните свои ощущения. Удалось ли Вам сохранить прежнюю неуверенность в руке, те же самые ощущения, что и три дна назад, или что-то изменилось?
А если лист еще и повесить на стенку? А если делать это не три дня, а три месяца?
И с чем Вам «по пути», с этими новыми умениями или со старым неумением?
И насколько Вы уверены, что руки, не слушающиеся Вас, это Вы сами?
Не можете сосредоточиться, чтобы порисовать дома? А пока вы не пошли учиться рисовать, а просто чирикали в своё удовольствие, Вам приходилось испытывать такие затруднения? Если нет, то почему теперь должна быть разница?
Возьмите свою «несосредоточенность» с собой, еще возьмите карандаш и блокнот, и выйдите на улицу! Когда Вы в последний раз гуляли? В парке, в кино, да просто, где угодно? Наполнитесь лирикой, или просто отвлекитесь от забот. Вы кому-то что-то должны? Очень важные дела? Отлично, если они важные, они никуда не денутся… Эти дела у кого? У Вас, как Души, тонко чувствующей Прекрасное, или у той роли, которую Вы представляете в Вашей деловой жизни?
Если Вы молоды, и не можете сосредоточиться потому, что просто не умеете этого, что из того? Чувствовать, ощущать Вы можете? Наполнитесь чувствами, в юности это не трудно, и этими чувствами и рисуйте. Вам не придется заставлять себя титаническим усилием воли. Даже если Вам на дом задали рисовать горшок. Вот чувствами, актуальными для Вас и действуйте. Ваш горшок будет намного живее, чем более правильный, но исполненный без эмоций.
Попробуйте действовать таким образом. Наполняйте Душу ощущениями и выражайте её через свои рисунки. В том числе и через учебные.
Если есть возможность, создайте дома уголок для занятий искусством. Но только… Вы наверное уже догадались…Создавать нужно не формально (мольберт, планшет, место, какие-то пособия) – это все пригодится, я с точки зрения Души – то, что Вам интересно, приятно, дорого и т.д. Выражаясь немного пафосно, это место скорее нуждается в том, чтобы быть порталом в новый, лучший мир, нежели в том, чтобы быть «хорошо оборудованным цехом по производству рисунков»JJ, хотя и это не плохоJ.
Что Вам больше по душе: борьба за то чтобы заставить себя рисовать дома или возможность делать это с удовольствием?
Теперь, насколько Вы уверены, что Вы не можете сосредоточиться? Может быть, это что-то, что служит Вам, не могло сорганизоваться?
О воображении. «С воображением у меня проблемы!» Конечно, очень мужественно признаваться в своих проблемах. А как Вы себе представляете человека, у которого «нет проблем с воображением»? Наверное это такой удивительный художник, который как только пожелает, сразу может представить любой, самый удивительный образ, да еще и в мельчайших подробностях и очень четко!!! Можно только позавидовать. Затем, этот квази-художник может удерживать этот образ в своем сознании до самого конца работы над соответствующим произведением! Ура!
На деле же все обстоит не совсем так. И не стоит создавать столь непреодолимую пропасть между собой и «профессионалом». И уж совсем не стоит выдумывать то, чего на самом деле нет! Вы книжки читаете, художественную литературу? Фильмы смотрите? Может быть, еще слушаете аудиокниги, бываете в разных более или менее интересных местах, получаете любые впечатления?
Что-нибудь в принципе себе представляете, фантазируете? Это и есть Ваше воображение!
Каждый человек может вспомнить моменты, когда ему было особенно хорошо на душе, неважно, вследствие каких причин, когда ему точно что-то замечательное представлялось.
И проблема на самом деле, в 99% случаев в другом: когда Вы начинаете что-нибудь изображать, Вы понимаете, что изобразить «красиво» не получается. То есть, руки выводят непонятно что, совсем не то, что хотелось, о чем мечталось…
Многие люди из-за этого начинают грешить на свое воображение. Есть такие, кто перестает (надеюсь, на время) думать о прекрасном, переходит на рисование более простых в исполнении вещей, более грубых, карикатурных образов. Не лезет в прекрасное, т.к. все равно ничего не выходит.
Многие уничтожают свои «несовершенные» рисунки.
Вот тут возникает очень важный вопрос… То, красивое, о чем Вы можете помечтать, не совсем Ваше… В подавляющем большинстве случаев, это то, что будет существовать независимо от того, получается у Вас это нарисовать или нет. И это никакая не мистика. Это правда жизни. Пример: к человеку приходят образы, варианты решений, представляются какие-то новые примеры в любой области, а потом он с удивлением, через несколько лет узнает, что где-то в это же, или раньше/позже время, кто-то подобные вещи начал создавать. Это может быть набор образов, навеянный чем-то, а потом через несколько лет Вы встречаете это уже как оформившийся стиль в искусстве, музыке и т.д.
И, как правило, ничего не возникает из нуля. Всегда есть какая-то ассоциация, толчок от чего-то. Кто-то чуть заострил внимание на любви к старине, а кто-то развил это в «Готический (современный) стиль». Примеров миллион.
Можно сказать, что если у Вас в воображении всплывает что-то, значит, Вам удалось что-то «уловить», прикоснуться к чему-то. В красивых случаях, вы «удостоились чести» соприкоснутся с чем-то. И никто не знает на самом деле, что это такое. Называют по-разному.
А как часто удается к чему-то прикоснуться, и насколько сильно зависит от Вас. Не от посыпания головы пеплом, а от лишнего похода в кино на по-настоящему вдохновляющий фильм. От прочтения красивой и интересной книги и т.д.
А то в Вас, что не может красивые образы изобразить, это просто отсутствие навыков. Это не Вы сами. Ведь в глубине души-то Вы цените те красивые моменты, когда на душе особенно хорошо и что-то витает в сознании, что-то стоящее. То, что не хочется терять.
Отсутствие навыков вызывает робость. Человеку начинает казаться, что ему что-то в этой области «не дано». С того момента, как он сам в этом начинает себя убеждать, это становится похожим на правду. Проигрывает тот, кто заранее проиграл.
Но в какой-то момент, становится ясно, что что-то в глубине души не дает покоя. Что-то важное, с чем никак не хочется распрощаться. В такие моменты человек способен на многое. Как минимум в области искусства.
Возникает вопрос, если я – не то. Что всего этого не может, то. Кто же я?
Вы тот, кто может пробовать снова и снова. И научиться.