Главнейшая ошибка изучения боевых искусств

Терёхин Константин

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Не стану интриговать уважаемого читателя, поэтому начну с самого главного. Мой многолетний опыт практики и преподавания боевых искусств позволяет утверждать, что самым большим злом является жгучее желание практика выполнить техническое действие (удар, блок, бросок и т.д.) как можно сильнее.

Это мгновенно приводит к максимальному напряжению мышц, вызывающему спазм тела, ненужные мышечные связи и, как следствие, слабый и корявый прием. Такую ситуацию я обычно сравниваю с тем, что человек, уронивший монетку, для того, чтобы поднять её выкопал кубометр земли, и поднял ее вместе с ним. : ( В итоге монетку он поднял? Да. Но, очевидно, что можно значительно проще.

Что же я предлагаю? Изучая новую технику, на первом этапе отрабатывайте исключительно(!) правильную траекторию. Понятно, что каждый прием имеет свою специфику, однако можно сформулировать некоторые общие принципы. Во-первых, практически все движения (включая, «круговые») в боевых искусствах выполняются по прямой. (Об этом я уже подробно писал в книге «Эффективное каратэ» стр. 181)

Во-вторых, все движения начинаются ударной поверхностью. То есть, если вы наносите удар ногой вперед (мае-гери), то первой должна начать двигаться именно стопа, вытягивая за собой все остальные части тела. (Подробности смотри на стр. 174 книги «Эффективное каратэ»)

На этом этапе категорически избегайте желания ударить сильно. Позвольте себе тормозить, позвольте себе быть неуклюжими, позвольте себе выполнять «слабые», корявые приёмы. Для этого тренировки как раз и нужны. Если бы люди рождались суперменами, тренироваться не было бы никакого смысла. Однако все без исключения новорожденные умеют лишь плакать, сосать грудь и …простите, писать. Все остальное люди осваивают в процессе обучения (в той или иной форме). Кто-то становится музыкантом, кто-то врачом, кто-то коммерсантом, а кто-то бойцом.

В японском менеджменте есть не благозвучное, но весьма точное слово – «муда». В широком смысле оно означает действия персонала фирмы, неприводящие к повышению прибыли. Так вот, руководители компаний всеми силами стремятся уменьшить количество «муды» (всё таки уникально точные ассоциации вызывает это японское слово у русскоговорящего человека. : ) Не находите?)

Нам тоже (каратисты мы или где? : )) стоит всеми способами избегать муды. Замах – муда. Отход назад – гигантская, смертельно опасная муда. Блокирующая рука в момент защиты не идет в сторону противника – муда. Реверс – муда. Отдергивание ударной поверхности («хики» яп.) – муда. Принятие стойки перед дракой – ну, вы сами поняли. Круговое движение – ещё какая муда. Удары ногами в голову (я сейчас не говорю о спортивном поединке по правилам) – понятное дело, тоже муда. Трясение рукой перед ударом – муда. И т.д. и т.п.

Безусловно, каждый решает сам, но мы с Гранд-мастером Микеланджело : ) (не забыли ещё его совет отсекать все лишнее?) вам, уважаемый читатель, изо всех сил советуем не быть человеком, совершающим действия, неспособствующие победе в бою.

Представьте, что вам необходимо ударить комара, сидящего на шторе. Для этого в первую очередь потребуется скорость, а не сила. Так вот, «секрет» заключается в том, что овладев правильной траекторией, как следствие, вы значительно увеличите скорость. Не за счет каких-то суперэластичных мышц, не за счет бешенного количества повторений, не за счет природной одаренности. Просто вы не будете делать лишних движений. И ваша ударная поверхность будет срываться по направлению к мишени первой.

Забудьте про «удар рукой рождается в пятке» или «сила в зарождается в стопах, управляется поясницей, проявляется через руки». Такие подходы оправданны, когда вы бьете боксерский мешок (он, как известно, не уклоняется и сдачи не дает) или «крутя» туйшоу (плавные парные упражнения в тайцзи-цюань, направленные на выведение из равновесия партнера). Удивительно, но по правилам туйшоу вам не будут тыкать в глаз или бить в пах.

Пока она будет «проявляться», «управляться» и «зарождаться», противник умрет от старости. : ) Что всегда обидно. : ) Правильная техника должна позволять генерировать силу именно в той точке, где это необходимо. А не гонять её по всему телу.

«Вратами», открывающими возможность генерации силы именно в точке её приложения или в непосредственной близости от неё, как вы уже надеюсь, догадались, является…тинкути (т.е. вложения кисти в удар. Подробнее смотри стр. 189, 208 «Эффективного каратэ» или http://www.okinawa-karate.ru/our-articles/11-karate-karatedo-naifanch-naiphanchi-naihanti-tekki.html)

Это же глубочайшее окинавское понятие открывает путь к бесформенной технике, являющейся вершиной любого боевого искусства. (Некоторые мысли по этому поводу можно прочесть на стр. 368 книги «Эффективное каратэ».)

 Значит, правильная траектория позволит вам значительно увеличить скорость. А высокая скорость позволит получить в итоге (!) бОльшую силу, превратив ваш удар в действительно грозное оружие.


Похожие статьи:

К. Терёхин "Главная «засада» карате"