Олег Торопыгин

О ката Найфанч. Советы начинающим

 

Хочется зафиксировать то, что наработано на сегодняшний день, может быть, для того, чтобы прочитать это через несколько лет, и улыбнуться )).

Итак, если Вы решили выучить ката «Найфанч» и работать с ним…

Прежде всего, Вам должно быть интересно лично. Без личной заинтересованности сложновато осваивать любое дело. Найдите для себя в этом личный интерес. Усильте интерес, если он у Вас уже есть.

Выучите общий рисунок. Для меня это очень похоже на выучивание стихотворений в школе – повторяешь до тех пор, пока ни понимаешь, что кажется, что-то запомнил.

Лучше всего, чтобы с Вами  индивидуально поработал тренер. Можно понемногу изучать каждую тренировку, присоединяя новый элементик к уже выученным. Можно договориться с Вашим преподавателем об индивидуальном занятии и фактически все выучить за один раз.

Ката «Найфанч» короткое. Как только вы выучили «в одну сторону», постарайтесь закрепить результат и тут же пробуйте вторую, зеркальную половину.

Одновременно с этим начинайте более верную проработку каждого элемента. Если Вам с ходу удалось все ухватить в подробностях, можно Вам позавидовать. Но бывает и так, что с самого начала учится очень примерная форма. И чтобы не закреплять намертво неправильные движения, нужно их править и оттачивать. На это уйдет много времени. Наверное, можно этим заниматься всю жизнь, я пока не проверял))). Вот Мотобу Тёку и перед смертью размышлял о Найфанч.

И тут как раз возникает снова момент личного интереса. Не просто к тому, чтобы мочь сказать: «Я выучил Найфанч!», а интереса глубинного, того, который даст Вам силы работать с ката дальше.

Это может быть чье-то красивое исполнение. Например, видеозапись исполнения «Найфанч» представителями современной школы «Мотобу-рю», руководимой сыном того, легендарного Мотобу. Их исполнение ката немного отличается отдельными элементами. Насколько я понял, вся техника этой школы строится именно вокруг одного этого ката.

И его видимо может быть достаточно. Говорят, в старые времена в Сюри-тэ и было одно «Найфанч», а последующие были его развитием в пространстве.

Когда успешно идет работа по оттачиванию исполнения ката, возникают два вопроса, являющиеся, на мой взгляд, немаловажными.

Каждый ищет в каратэ свое. Каждый ищет и в ката свое. Кто-то считает, что «Найфанч» полезен для здоровья. Кого-то завораживают красивые движения, своего рода балет.

 Для тех, чьи интересы в той области ближе к боевым искусствам или к самообороне, стоит вспомнить, что через ката изначально передавалась техника боя.

Если именно это Вас интересует, нужно, во-первых, изучать «Бункай» (применение). Сравнительно исследовать. Потому, что бункаи бывают разные. Бывают такие, что и непонятно, дает он Вам что-то или нет. Применим он в критической ситуации или нет. А, найдя актуальные для себя бункаи, отрабатывать их, иначе толку от них мало. А реальные, эффективные, удобные для Вас лично бункаи и раскроют для Вас само ката.

Второй аспект, это практикующаяся многими отработка ката просто в воздух. Временами это тоже приводит к некоей условности.

В нашей группе мы отрабатываем «Найфанч» не только на воздух, но и с предметами. Самый простой вариант, отрабатывать движения ката в грушу. Этим можно заниматься и в одиночку. Груши мы предпочитаем длинные, дающие возможность работы ногами в нижний уровень.

Более интересными являются тренировки с партнерами.

Первый вариант: партнеры атакуют Вас палками, тычковыми ударами, подстраиваясь под ваши движения Ката. Можно сказать, что Вы просто исполняете ката, но там, где раньше был воздух, оказывается атакующая Вас палка.

Забавно, что зачастую, в этот момент и сам исполняющий и его ассистенты начинают ярко выражено тормозить, забывать, путать элементы, т. к. ритм меняется и выученное на автомате перестает на автомате срабатывать.

Не менее интересно является отработка «Найфанч» с партнерами подставляющими под соответствующие движения лапы и щиты. Также как и при одиночной отработке «Найфанч» в грушу, меняется ощущения от движений. Трансформируются Ваши требования к ним. Можно год (и больше) делать в воздух ката, воображая, что твои движения имеют отношение к боевому искусству. Исполнение ката в лапы и щиты проверяет каждое движение на прочность, имеется в нем вообще Кимэ (приложение силы) или это имеет место только в Вашем воображении.

Еще более интересной представляется работа с партнерами в защитном снаряжении, позволяющая выполнять в контакт как само ката, так и его бункаи.