Аракаки Киёши

Секреты окинавского карате. Суть и техника

перевод О.Сказкиной

 

Глава №1 «Цуки и Внутренняя Физическая Динамическая Система»

 

Цуки (удары кулаком) – центральное понятие традиционного окинавского карате. В настоящее время цуки выполняется так: ноги в широкой стойке, таз несколько опущен, сжатый кулак прижат к талии. Кулак направляется от талии к цели, в конечной точке используя максимальную проникающую силу.

Возможно, Вы будете удивлены, узнав, что в традиционном карате Окинавы нет понятия «киме», как элемента боевого искусства, в особенности в цуки направления Сюри-те.

В современном карате, Вы сжимаете кулак, затем направляете его от талии (точка А) прямо на цель (точка В) так быстро, как это возможно. Это механическое движение, не применяемое в карате как в боевом искусстве.

Законы физики относятся ко всему в этой вселенной, современные спортивные состязания – не исключение, но есть неверное истолкование того, как применить второй закон Ньютона - F (сила) = М(масса) умноженная на А (ускорение) - к карате. В боевых искусствах для нанесения удара рукой или ногой, вы должны применить этот закон внутри, а не снаружи своего тела. Это называют "Внутренней Физической Динамической Системой".

Откуда взялось это неверное истолкование того, как применить закон Ньютона в карате? Карате пришло в Японию из Окинавы во время модернизации Японии. Механика движения была предметом серьезного изучения в мире. Карате может стать отличным объектом для изучения механики движения. Как вы можете видеть на диаграмме 1, человеческое тело рассматривалось как машина: в области таза зарождалась энергия, а корпус (плечевой пояс) разворачивался, для выполнения удара. Для основанной на акции- и- реакции теории механического движения, более сильный разворот таза был необходим, чтобы сделать удар более мощным и быстрым.

В соответствии с этой теорией вам следовало бы уже с рождения обладать развитой мускулатурой, быстротой и ловкостью, так как в противном случае вы вряд ли достигли бы успехов в боевом искусстве. Согласно этой теории, человек небольшого роста и щуплого телосложения не мог противостоять более развитому, крупному противнику. Но это заблуждение! Развитая мускулатура и мощь важны для подъема тяжестей, в то время как в карате физическая сила не играет решающей роли.

 

Цуки, опережающий скорость звука

 

 На Окинаве существуют два направления карате – Сюри-те и Наха-те, каждый включает в себя ряд различных форм цуки, методов нанесения ударов. Мы будем по большей части рассматривать стиль Сюри-те, но иногда сравнивать обе указанные выше техники. В обоих стилях вместо простого движения – нанесения удара кулаком из пункта А в пункт В, вы сознательно увеличиваете скорость в момент нанесения удара.

В различных фильмах вы могли видеть как ковбой «щелкает» кнутом и именно этот звук помогает управлять быком. Некоторые ковбои используют этот способ на соревнованиях. Это настолько естественно для них, что они, не задумываясь, производят щелчок кнутом.

Именно этот «щелчок» превышающий скорость звука и есть ключевой момент для изучения. Цуки в направлении Сюри-те подобно движению хлыста. (диаграмма 2) Воспринимайте свое тело - таз-рука-запястье-кисть - как кнут. Как кнут скорость, движения кончика, которого превышает скорость звука. И, освоив этот навык, вы победите любого противника. (Это умение и позволяет даже самому тщедушному бойцу побеждать любого противника.)

В Сюри-те энергетический центр сосредоточен в области таза. Таз - начало кнута ковбоя. В этой части тела зарождается энергия и отсюда она будет направлена на противника. Используя энергию вращения таза, вы воспринимаете свое тело как твердый объект. Но, воспринимая тело, таким образом, вы лишаете его подвижности, и энергия не может свободно течь по вашему телу в цель. Если вы используете вращение таза в качестве генератора энергии, то результат можно сравнить с использованием кнута на 2/4. Масса и вес 2/4 кнута позволят сгенерировать достаточно мощный импульс, но будут замедлять скорость и взрывную энергию «кнута».

Возьмем талию как центр тела и попробуем совершить прогиб вперед и назад (рис 3-4). Мы совершаем движения подобные движению запястья ковбоя держащего кнут, и бросающего руку вверх, а затем вниз. Это движение создает волнообразное («кнутообразное») движение и энергию. В процессе этого движения напряженные мускулы и плотные суставные соединения будут препятствовать движению энергии.

Это бросающее движение применяется не только к тазу, но также и к руке, которая является частью того же самого тела -кнута. Это полностью отличается от цуки современного карате, где сжатый кулак движется от талии до цели по максимально прямой траектории. Цуки наносится следующим способом. Кулак подтянут к талии. Кулак, рука, и локоть остаются близко к телу до тех пор, пока кулак не сравняется с центром тела. Кулак начинает свое движение прямо к цели, в то время как локоть все еще касается тела. Далее, кулак разворачивается тыльной стороной вверх в момент, когда локоть отрывается от тела, это происходит за долю секунды до контакта с целью.

Для передачи энергии тела (для вложения энергии в удар) вы должны работать своей рукой как кнутом (рис. 5-7). Представьте себе ивовое дерево, его ствол, ветвь и лист (диаграмма 3). Ствол - часть рукоятки кнута, ветвь - основная часть кнута, и лист - кончик кнута. После того, как кулак отступает от тела, он должен издать щелчок подобно кнуту, разворачиваясь изнутри к внешней стороне.

Это знание об использовании запястья и пальцев передавалось на словах, таким образом, нигде не упоминаясь, оно было утеряно даже на Окинаве.

Лишь немногие мастера карате знают о том, что для передачи (вложения) энергии ваше тело должно быть мягким, оно должно стать подобно желе. Энергию цуки в окинавском карате можно сравнить с трехступенчатой ракетой, которая ускоряется, как только она отрывается от земли. Когда ваше тело твердо подобно скале, то оно только поглощает энергию. Ведь когда вы касаетесь твердого тела – ничего не происходит. Когда же вы касаетесь желе, оно вибрирует – оно передает энергию, которую получило. Такая же аналогия уместна и по отношению к кнуту – ведь он гибок.

Поэтому вы не должны делать свой кулак каменным, не должны сжимать части своего тела – особенно руку. И в момент до и после поражения цели ваша рука расслаблена.

На самом деле, не следовало бы вообще сжимать кулак. Поток энергии идет подобно волне от ручки до кончика кнута. Так же плавно происходит движение цуки - постепенно от талии к центру намеченной цели. (рис. 8-9). Вместо того, чтобы сжимать руку в кулак самому - вы позволяете своей цели сложить вашу кисть в кулак.(рис. 10-11). И единственный момент, когда ваша рука сжата – в момент достижения ударом намеченной цели. И тогда вы передаете 100 % энергии без потерь с вашей стороны.

Конечно, развивая гибкость суставов, вы можете, изменяя угол запястья, совершить любой удар, вложив в него всю энергию. Выполняя цуки, ваше тело будет дрожать - ведь движение тела создает энергию и передает энергию полностью – обратите внимание, кнут всегда дрожит (вибрирует) после удара. Если этого не происходит, то это не кнут, а палка. Если ваше тело твердо, то вы разрушаете скорость цуки.

Если вы будете встряхивать и совершать хлыстовое движение рукой, то ваша рука расслабится. Это и происходит после нанесения удара – передачи энергии в цель. В цуки Сюри-те у вас не должно быть момента, когда Вы сознательно прекращаете удар. Сравните это с современным карате, которое использует метод «акции-и-реакции», т.е. отдергивания левой руки к талии, чтобы послать дополнительную энергию в удар правой руки. Подобную технику мы можем сравнить только с действиями механических поршней.

Когда владеющие искусством карате воины стали покидать Окинаву, чтобы познакомить со своим искусством Японию, то немногие из них могли преподавать карате должным образом. Для японцев, которые не были знакомы с техникой карате вообще, это было все равно, что обучение игре в футбол при помощи картинок с изображениями моментов ударов игроков и теории ведения игры. Как результат такого обучения, сущность оригинала была потеряна, так как, в результате непонимания, японцы расценивали Внутреннюю Физическую Динамическую Систему карате как нечто основанное на механическом движении.

 Гамаку и «сокращение сухожилий»

 Следующую технику на диалекте Окинавы называют «гамаку». Это слово - умирающее даже на Окинаве. Гамаку поможет удержать баланс вашего тела в момент выполнения цуки. Кроме того, поможет стабилизировать ваше положение, на время поражения цели: вас не отшатнет по инерции из-за отдачи вашего собственного цуки.

Представьте себе мускулы между нижними ребрами и тазобедренным суставом. Позади переднего мускула, который прикреплен к тазобедренному суставу - находится мускул, который вы должны научиться изолировать для правильного исполнения гамаку. В момент, когда кулак достигает цели, вы используете гамаку, чтобы быстро напрячь, но не сжать мускулы между нижними ребрами и крестцом. Важно понимать: использование гамаку не означает сжимать ваше тело, чтобы защитить себя.

Для правильного понимания использования гамаку вообразите воздушный шар, заполненный водой. Поместите этот шар в центр полотенца, которое вы держите за края. Из-за веса шара с водой полотенце провиснет в центре, и этот шар "натянет" его. Теперь "переносим" эту картинку на уровень тела - положение воздушного шара в полотенце - крестец, а концы полотенца - ребра (диаграмма 1-3). Убедитесь, что этот вес чувствует себя подобно воздушному шару, полному воды, но не твердому объекту как, например, металлическому шару.

Традиционные практики карате Окинавы использовали "сокращение сухожилий", чтобы достичь максимальной скорости и энергии цуки. Данное упражнение делает вашу руку подобной кнуту, таким образом, вы можете передавать энергию прямо от вашего тела к цели.

Вот упражнение, чтобы заставить Вашу руку стать подобной кнуту. Из стойки киба-дачи (позиция всадника, рис. 2-3), поднимите локти вперед до высоты плеч. Рука от плеча до локтя параллельна полу, от локтя до кисти перпендикулярна полу, на уровне выше ваших плеч (рис. 4). Не изменяя положение локтей, хлещите кулаками вперед, как будто выполняя обратный удар, ударяя вперед с полной силой (рис. 5-6). Таким образом, вы достигаете полного расширения, ваши руки раскрываются немного более чем на 180 градусов (рис. 7-8).

Вы можете также практиковать это упражнение, пересекая ваши руки перед подбородком. Тогда раскрывая руки вниз по обе стороны и вновь более чем на 180 градусов (рис. 9-10). Практикуйте это 100 - 500 раз в день, чтобы растянуть и укрепить мускулы рук. Постепенная практика сделает вашу руку гибкой как кнут и поможет избежать перенапряжения в области локтя. Чтобы избежать растяжения суставов рук начинайте медленно только с нескольких повторений, затем увеличивайте их количество с каждой практикой, чтобы привыкнуть к этому движению, не вызывая болевых симптомов.

Некоторые люди могут решить, что подобный цуки нельзя использовать на соревнованиях. В соревнованиях по неконтактным (или ограниченно контактным) стилям, судьям будет сложно увидеть движение цуки в момент контакта с противником из-за весьма короткой траектории движения и, следовательно, очень маленького момента времени, необходимого для нанесения цуки. В большинстве случаев судья будет думать, что вы нанесли удар противнику открытой рукой.(рис.11)

Практики полноконтактных поединков решат, что вы не сможете использовать этот удар на соревнованиях или в реальной драке из-за повреждения или перелома пальцев, которые вы получите во время защиты расслабленной рукой с полуоткрытым кулаком от ударов руками или ногами противника (рис.12). Большинство бойцов полноконтактных стилей полностью закрывают, сжимают кулак перед нанесением удара. (рис.13)

Это объясняет преимущества бокса: боксеры изначально тщательно бинтуют свои руки. Боксер не только таким способом защищает костяшки своих рук, но и использует технику Сюри-те для нанесения удара полуоткрытым расслабленным кулаком. (рис.14-15) Из-за бинтования боксер не может полностью сжать кулак. Его кулак, как и вся рука, расслаблен, поэтому он не теряет скорость и мощь удара.

 Использование сокращения мышц для нанесения цуки.

 Давайте сравним нанесение цуки по стилю Наха-те и Сюри-те. Цуки в Наха-те наносится с помощью мгновенной фиксации нижней части тела. Затем применяется тинкути (рис.1)

В отличие от такого подхода, при нанесении цуки Сюри-те, происходит встряхивание и управление верхней и нижней частями тела как кнутом. «Тинкути» - один из методов Внутренней Физической Динамической Системы. Буквальный перевод, означает "однодюймовую силу (мощь)".

Тинкути является тем же самым известным «однодюймовым» ударом Брюса Ли. Это подобно цуки, произведенному в условиях, когда нет почти никакого расстояния между кулаком и целью. Как это может быть достигнуто? Когда Вы ударяете кулаком, Вы сокращаете дельтовидную и трапециевидную мышцы, чтобы создать движение удара кулаком (диаг. 1).

Таким способом вы можете ударить кулаком, в то время как ваша рука согнута (рис. 2-3). Чтобы понять, как направить кулак в мишень, напрягая мускулы, обратите внимание на свое предплечье. Если Вы напрягаете квадратный пронатор руки на стороне ладони, то супинатор тыльной стороны руки будет растягиваться. Это движение выдвигает Ваши суставы вперед (диаграмма. 2-3). Ката Санчин стиля Наха-тэ использует это напряжение мускул (рис. 4-5).

Тинкути выполняется согласно закону Ньютона F = МхА. Вы применяете этот закон силы внутри вас, внутри вашего тела, не вне его (как и в продвижении кулака к цели). Поэтому, этот цуки может нести в себе невероятную мощь и скорость молнии. Но в случае, если данная сила будет возникать за счет сокращения мускулов, то такой цуки будет медленнее, чем цуки стиля Сюри-те. Все старые мастера карате, обладавшие самым быстрым цуки, глубоко постигли стиль Сюри-те.

Преимущество цуки Наха-тe состоит в том, что ваше тело будет твердо и собрано, за счет постоянно напряженных, сжатых мускулов, за исключением доли секунды, когда ваш кулак достигает цели. Кроме того, в полноконтактном рукопашном состязании мастера карате используют стиль цуки Наха-те чтобы удары руками и ногами противника отскакивали от их твердого, как сталь, тела.(рис. 8-9).

Внутренняя Физическая Динамическая Система Сюри-те предлагает технику, которая сводит на нет удары руками и ногами противника. Обучающиеся Сюри-те практикуют ката Сейсан чтобы освоить технику расслабления тела для защиты от атак противника. (рис. 10-11). Обучающиеся карате в «МусоКай» изучают технику Динамической Системы после того, как они изучат технику напряжения тела в ката Санчин.

С опытом к вам придет понимание того, для каких ударов лучше применять ту или иную технику. Выбор техники зависит от цели удара. Например, цуки Сюри-те наиболее подходит для ударов в голову, как часть тела, не имеющую мускулов. Когда вы ударяете противника в голову, его мозг сотрясается внутри и противник оказывается пораженным. Если вы примените эту технику во время боя, то абсолютно не важно превосходил ли вас противник по скорости или по силе – вы будете победителем.

Конечно, вы можете применять данную технику цуки и к телу противника, но, все же, она более эффективна для ударов в голову, как, например, в боксе. Однако, есть один недостаток. Ваше тело сможет «провести» через себя только четыре или пять подобных ударов в полную силу. Так как этот вид цуки наносит вред вашему телу, ослабляя и изматывая мускулы.

И с другой стороны, если вы выберите технику ударов Наха-те, то для этого ваша цель должна быть более массивной и плотной, как, например, корпус. Так как, применяя технику Наха-те для головы – вы вызовете лишь ее раскачивание из стороны в сторону. Вы не сможете вложить силу этого удара в голову противника.

Основополагающая цель тренировок карате – научиться противостоять безоружным любому вооруженному противнику или противникам. Независимо от того, насколько велики и сильны ваши мускулы, они не остановят летящий в вас меч. После завоевания Окинавы Японией были установлены серьезные ограничения на применение оружия жителями Окинавы.

Реальные поединки опытных мастеров Окинавы не походили на поединки карате, которые мы можем видеть по телевидению или в кинофильмах. Нужно было победить противника так быстро и эффективно насколько возможно. Карате родилось и развилось в реальных поединках. Традиционное карате использует внезапные захваты, броски, и блокирования (рис. 23-24).

Но, одним из последствий Индустриальной революции явилось то, что карате постепенно все больше становилось похожим на спорт. Борцы ведут схватку на ограниченном пространстве, держа оговоренную правилами соревнований дистанцию (яп. «маай»). В реальной борьбе, конечно, нет никакой оговоренной площади и никакой установленной дистанции.

Есть одна вещь, которую вы никогда не должны делать. Мастера карате всегда предупреждали своих учеников не применять техники Наха-те и Сюри-те одновременно. Это походило бы на подающего мяч в бейсболе, который пасует то, задирая руку вверх, то опуская ее вниз. Такое ведение игры, безусловно, повредило бы ему плечо. (диаграммы. 4-5).

Я – живой тому пример. Когда я был молод, это была одна из моих целей - справиться с этими двумя цуки. Я много упражнялся и, в конечном счете, повредил свое правое плечо. Я бы хотел, чтобы моя ошибка стала уроком для вас.

К счастью, однако, через эту трудную практику я узнал одну вещь: если вы постигли принцип использования тинкути в Сюри-те или в Наха-те, то вы можете применить этот подход и к удару другого стиля. Если вы достигли этого уровня мастерства, нет необходимости наносить удар в цель. Единственная вещь, которую вы должны сделать, это просто проткнуть цель кулаком (рис. 25-26).

 Варианты цуки

В основном, техника китайского кун - фу основывается на круговом движении (рис. 1-2). Японские боевые искусства, имеющие в основе много техник, связанных с применением меча, для изображения круга используют прямые линии. Этот принцип – один из основных в японском боевом искусстве.(рис.3). Если вы внимательно посмотрите на то, как управляется с мечом фехтовальщик, то вы заметите, что его руки продвигаются по прямой линии, в то время как конец его меча описывает дугу на пути к цели. Ваши руки продвигаются, находя самое короткое расстояние к цели, и в то же самое время вы создаете максимальную энергию и скорость, делая круговое движение мечом. Внутренняя Физическая Динамическая Система, используемая окинавским карате, которую мы обсуждали, основывается на этом движении. Описываемое здесь цуки как раз использует это движение.

Хотя эта глава посвящена цуки, говоря о Внутренней Динамической Системе, я должен упомянуть, что она относится к ударам руками, ногами и любым другим действиям.

В реальной схватке правила не действуют. У вас нет предварительной информации о противнике. Поэтому вам следует стараться сделать свои движения максимально эффективными.

Рассмотрим, к примеру, удар – крюк («хук»), которым пользуется большинство людей в реальной драке. Этот удар несет в себе большую разрушительную энергию, но, требует для его выполнения сравнительно много времени, к тому же, вы открываете свои ребра, что делает вас более уязвимым для противника. Таким образом, Вы не должны использовать этот вид удара - крюка (другими словами, не стоит использовать круг, чтобы сделать круг) в реальной борьбе. Чтобы выжить в реальных поединках против оружия, окинавское карате развивало прямолинейные траектории для всех видов ударов, включая крюки и апперкоты.

 Удар – крюк

 Как уже было отмечено ранее, удар - крюк затрачивает слишком много времени на достижение цели. Чтобы сократить это время рассматривайте свою руку, которой вы будете наносить удар, как кнут движущийся от внешней стороны, в то время как рука уже летит прямолинейно вперед к цели, выполняя цуки (рис. 1-3). Или же, вы можете использовать хлыстовое движение «выбрасывая» свой кулак в цель (рис. 4). При таком движении, в последний момент, когда ваш кулак соприкасается с мишенью, ваша кисть находится под прямым углом к цели. В «МусоКай» уже опытные ученики практикуют этот прямой удар крюк, изменяя направление большого пальца ноги, чтобы изменить направление цуки (рис. 5-6).

При такой технике вы в состоянии ударить кулаком своего противника, не открывая уязвимые области вашего собственного тела. Подобное исполнение крюка позволяет развить ту же самую силу как у его традиционного аналога, но при этом развивает бОльшую скорость.

С приобретением опыта, вам потребуется меньше мышечной силы для исполнения этого удара – вам не потребуется напрягать мускулы, вращаться в талии, оставляя части тела незащищенными. Даже, находясь на очень близком расстоянии, вы сможете нанести противнику сокрушительный удар, используя свое запястье.

 Удар - апперкот (удар снизу)

 Это - удар снизу вверх, скажем, в подбородок вашего противника. Этот удар наносится следующим образом: сначала ваше плечо прижато к телу, затем вы отрываете руку и совершаете прямой удар вперед (рис. 1-2).За время движения кулака от тела к цели, он разворачивается снаружи внутрь. В момент контакта кулака с мишенью, его необходимо довернуть к внутренней стороне запястья. После чего вернуть в исходное положение со скоростью молнии. (рис. 3).

Представьте энергию движения, проходящую через кнут: совершая замах кнутом, его сначала отводят наружу, затем резко возвращают в исходное положение. Середина кнута указывает прямо на цель. В итоге кончик, раскрываясь, издает щелчок, и возвращается назад со скоростью молнии, передав всю энергию кнута. Энергия кнута распространяется до его кончика.

Для нанесения апперкота вы должны быть близко к своей цели, чтобы уменьшить расстояние по прямой. Затем «выбросить» кулак вперед по круговой траектории, который (для максимального воздействия) попадает в цель под углом 90 градусов. И еще раз напомню: вы никогда не скручиваете корпус в талии, чтобы достигнуть цели, а двигаетесь прямолинейно.

 Удар - тыльной стороной руки

 Поскольку удар тыльной стороной руки совершается «бросающим» движением, то вы не сжимаете кулак до момента соприкосновения с целью. Почувствуйте пульсацию энергии, движущейся вдоль вашей руки до кончиков пальцев. Затем резко сожмите пальцы в кулак, пытаясь воспроизвести звук щелчка кнутом. Немедленно после этого расслабьте руку.(рис 1-2) Во время выполнения этого удара внимательно следите за вашим равновесием.

В традиционном окинавском карате считалось неправильным полагаться только на физическую силу, разбивая доски на показательных выступлениях ( яп «энбу»). Мастера Сюри-те гордились умением разбивать их только за счет «хлыстового» движения. И снова повторю, что именно это умение помогает маленькому и слабому победить большого и сильного.

Мастерами было пересмотрено свое отношение к физической силе – ведь она становилась совсем бесполезной в реальной схватке. Использование физической силы для нанесения ударов руками или ногами основано на теории «акция-и-реакция». Ответный удар противнику требует времени. Используя Внутреннюю Динамическую Систему вы можете избежать ответного удара, тем, что предотвратите выпад в вашу сторону. Эта система не зрелищна для современных энбу, но именно в ней заключена сущность боевого искусства.

 Другой цуки

 Есть несколько различных видов цуки. Положение кулака может быть горизонтальным, как в сей-кен (обычный стандартный удар: ладонь горизонтальна и обращена к полу. рис. 1); ладонь перпендикулярна (вертикальна) к полу, как в тате-кен (рис. 2). Или ладонь расположена по диагонали или с любым другим углом наклона, как в нанаме-кен (рис. 3).

Некоторые стили используют вертикальное или диагональное положение для сей-кен. Конечно, угол расположения кулака не определяет сущность боевого искусства карате. Но, когда в вашем кулаке зажат нож или другое оружие – тогда положение кулака действительно становится важным. То, какое именно положение или угол расположения кулака вы выберете, будет зависеть только от расстояния между вами и вашим противником. Надеюсь, что на данном этапе вам стала ясна концепция использования Внутренней Физической Динамической Системы для нанесения цуки. Следующая глава будет посвящена ударам в цель.