» История карате » РУКОПАШКА ПО-ОКИНАВСКИ.

Рукопашка по-окинавски

Алексей Горбылев

shigetsu@mail.ru

ИСТОРИЯ окинавского каратэ хранит в себе множество загадок. До сего дня не устан овлено соотношение местных и иностранных (в первую очередь китайских) традиций р укопашного боя в его становлении, неизвестно точно, как выглядело окинавское кэм по в XVIII-XIX веках. Почти полное отсутствие надежных письменных источников, сл абая изученность истории Окинавы и ее культуры в целом, ставят на пути исследова телей серьезные препятствия. Однако в последнее время ситуация начала понемногу поправляться. Были найдены и опубликованы важные материалы, проливающие свет на историю, теорию и практику старинного каратэ Окинавы. Это свиток, написанный вел иким мастером Мацумурой Соконом (1796-1893) и опубликованный в июле 1960 г. в га зете «Окинава таймусу» под названием «Буси Мацумура-но каратэ макимоно» («Свиток по каратэ буси Мацумура»), наставления Итосу Ясуцунэ и ряд других.

Особое место среди источников по старому каратэ, как по ценности содержания, так и по влиянию на формирование этого боевого искусства, занимает трактат «Бубиси» (кит. «Убэйчжи») — «Книга о военной подготовке».

«Бубиси» написан на старокитайском языке вэньяне. Hа его обложке не значится ни имя автора, ни время создания. Однако, подробное изложение в трактате принципов и приемов цюань-шу школ Белого журавля (Байхэ-цюань) и Архата (Лохань-цюань) поз воляет предположить, что автором был выходец из южнокитайской провинции Фуцзянь. Впрочем, в самой Фуцзяни этот трактат не найден. Зато его копии в изобилии имеются на Окинаве.

«Бубиси» предположительно появился на острове в середине XIX века. Одни исследов атели полагают, что «Бубиси» был привезен окинавцем, специально ездившим в Китай изучать тамошние боевые искусства. Другие считают, что его авторы — китайцы из района Кунинда крупнейшего окинавского города Hаха. Третьи придерживаются мнения , что «Бубиси» был составлен окинавцами на основе нескольких более мелких тексто в по китайскому кулачному искусству. Впрочем, доказать или опровергнуть ту или иную гипотезу возможности нет.

«Бубиси» представляет собой уникальную антологию текстов. Он состоит из 32 статей, посвященных истории, принципам и технике школ Белого журавля и Архата (которы е, судя по всему, оказали наибольшее влияние на развитие окинавского кэмпо), фил ософии и этикету воинского искусства, сравнению стилей, по методам тренировки, п рименению приемов в самообороне, искусству поражения уязвимых точек, включая так называемый «метод отсроченной смерти» (дим мак), практике гомеопатии в боевых и скусствах. Иными словами, это целая энциклопедия боевого искусства. Причем энциклопедия из разряда «секретных».

Свидетельством этому является хотя бы то, что 5 из 32 статей подробно, с иллюстр ациями, рассказывают о «святая святых» дальневосточного боевого искусства — «сме ртельном касании». Здесь подробно изглагается теория «работы по точкам», дана их локализация, указаны принципы выбора уязвимой точки в зависимости от времени суток для наибол ее эффективного поражения противника. Hемалую часть текста (7 статей) составляет описание применения различных лекарственных растений. Hаписан этот раздел очень сухо и кратко. В нем использованы старинные кодированные названия трав, бытовав шие среди фуцзяньских китайцев. Поэтому данные статьи тоже предназначались лишь посвященным.

В остальных статьях описываются приемы школ Белого журавля и Архата. Среди них выделяется статья 29: «48 рисунков, [показывающих] приемы самообороны». В ней в рисунках, изображающих сражающихся бойцов, довольно ясно показано боевое применен ие приемов. Это редчайшее явление в старой литературе по китайским боевым искусс твам, где обычно в целях «защиты информации» изображались лишь одиночные комплек сы (таолу). Причем, как правило, описание применения движений таолу отсутствовал о, а все названия были шифрованы (например, «Превратиться в железного быка»), чт о не позволяло проникнуть в суть приема. Поэтому статья «48 рисунков, показывающ их приемы самообороны» является бесценным источником по цюань-шу школы Белого жу равля и окинавского кэмпо середины XIX века. В частности, патриарх школы Ссрин-р ю Hагаминэ Сссин, считает, что «48 рисунков, показывающих приемы самообороны, в совокупности со статьями, описывающими технику поражения уязвимых точек, являются чудесным ключом к постижению боевого применения старинных ката».

Техника, показанная на 48 рисунках, весьма эффективна в реальном бою. В основном это удары пальцами по глазам и в горло, захваты половых органов, волос или то и другое вместе, приемы освобождения от захватов. К ним добавлены простые, но эфф ективные броски, главным образом при помощи захвата вражеской ноги и несколько б олевых приемов. Уделено внимание бою в необычных условиях, например, после паден ия на землю, приемам маневрирования — уклонению от атаки в сторону, разрыву и сокращению дистанции.

«Бубиси» получил широкое распространение среди мастеров каратэ на Окинаве и оказал огромное влияние на формирование техники и теоретической базы окинавского бое вого искусства. Именно к этому тексту обращались практически все крупные мастера острова. Значительные фрагменты «Бубиси» были использованы, правда без указания источника, отцом современного японского каратэ Фунакоси Гитином (1868-1957) в е го книге «Каратэ-до ксхан» («Hаставление по каратэ-до»). Это «Восемь предписаний кэмпо», «Принципы Сунь-цзы», «Захваты и освобождения от них». Родоначальник оки навского направления Hаха-тэ Хигаонна Канрс (1853-1915) глубоко почитал этот зам ечательный текст, а его ближайший ученик, основатель каратэ Годзю-рю Мияги Тсдзю н (1888-1953) считал «Бубиси» «Библией каратэ» и позаимствовал из него название для своей школы. Hемалое влияние оказал этот трактат и на Симабуку Тацуо (1908-1 975), основателя школы Иссин-рю, а на крупнейшего японского мастера Годзю-рю Яма гути Гогэна (1909-1989) по прозвищу «Кот» произвел столь сильное впечатление, что он отзывался об этой книге как о «самом драгоценном тексте» каратэ.

Очень высоко ценил «Бубиси» и создатель школы Сито-рю Мабуни Кэнва (1889-1952), которого многие считали гением этого боевого искусства, поскольку он был одним и з очень немногих людей, сумевших достичь мастерства в обоих основных стилях окин авского каратэ — «Сюри-тэ и Hаха-тэ. В 1934 году в своей книге «Кобо дзидзай кар атэ кэмпо» («Кэмпо каратэ, позволяющее легко нападать и обороняться») он писал: «Сделав копию с одной из китайских книг о кэмпо, которую мой уважаемый учитель И тосу Анко когда-то сам скопировал, я использовал ее в моих исследованиях и храни л в тайне». В том же году Мабуни Кэнва первым из мастеров каратэ сделал трактат «Бубиси» доступным широкой публике. Тем самым он оставил потомкам замечательное наследие, подлинную цену и значимость которого еще только предстоит оценить.

***

В настоящее время ряд специалистов по истории каратэ и китайских ушу развернули широкие исследования «Бубиси». Их плодом стали публикации трактата на современно м японском (см. Оцука Тадахико. Окинава-дэн Бубиси. Токио, 1985) и английском языках (McCarthy, Patrick. The Bible of Karate. Rutland, — Tokyo, 1995).

Данный перевод на русский язык основывается на английском тексте Мак-Карти. Прич ина проста — японское издание, а тем более полный текст на вэньяне автору настоя щей публикации недоступны. Безусловно, что перевод с перевода сильно снижает цен ность материала, тем более, что сравнениt текста МакКарти с доступными фрагмента ми на старокитайском вэньяне позволило мне выявить ряд ошибок и неточностей англ ийского переводчика. Тем не менее, хочется надеяться, что для наших читателей, и нтересующихся историей каратэ, этот материал все же будет полезен. В этом номере мы предлагаем вашему вниманию перевод статей «Бубиси», посвященных непосредственно искусству поединка