» Мир каратэ » Дух » А. ГОРБЫЛЕВ «КЛЮЧ К ПОБЕДЕ. УЧЕНИЕ О «ПОЛНОТЕ» И «ПУСТОТЕ» В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ТРАДИЦИИ ВОИНСКИХ ИСКУССТВ»

КЛЮЧ К ПОБЕДЕ.

Учение о «полноте» и «пустоте» в дальневосточной традиции воинских искусств

Алексей Горбылёв shigetsu@mail.ru

Одной из самых характерных черт дальневосточной традиции воинских искусств явля­ется стремление понять и сформулировать наиболее общие законы, приложимые к столкновению любого масштаба, будь то сражение между двумя армиями или рукопашная схватка. Познание этих законов мыслится как залог гарантированного достижения победы в бою. Как писал великий китайский теоретик военного дела Сунь-цзы, «тот, кто хорошо сражается, стоит на почве невозможности своего поражения и не упускает возможности поражения про­тивника».

Каким же образом это достигается? Как же все-таки одерживают победу? «Наука вер­ховного полководца состоит в умении оценить противника, организовать победу». Но что именно подлежит наблюдению и оценке? «Полнота» (яп. дзицу) и «пустота» (яп. кё), — отве­чает все тот же Сунь-цзы.

Учение Сунь-цзы о «полноте» и «пустоте»

Под «полнотой» Сунь-цзы подразумевает полноту боевой подготовки, способность к ак­тивным действиям, полную неуязвимость для противника. Под «пустотой» же имеется ввиду несовершенство подготовки, слабая способность к действиям, уязвимость. Вместе с тем слово «полнота» Сунь-цзы прилагает и ко всякому частному случаю, называя так всякий сильный пункт; словом же «пустота» он называет любой слабый, уязвимый пункт.

Именно за этой «пустотой» у противника, за его дефектами, недостатками, слабыми, уязвимыми сторонами и должен следить полководец, и здесь очень важно, чтобы он умел оценивать, так как лишь опытный глаз может открыть наличие уязвимого пункта.

В битве пустоте противника следует противопоставить свою полноту, его уязвимости — собственную неуязвимость, причем именно там, где обнаружилась уязвимость противника. Если у противника обнаружилось утомление, нужно противопоставить ему свежесть своих сил; если у него появился недостаток боеприпасов, нужно противопоставить полноту своего снабжения и т.д. Полководец, сумевший открыть уязвимый пункт противника и противопо­ставить ему свою собственную неуязвимость, уже тем самым гарантировал себе победу, которую сражение лишь оформляет. Используя понятия «полноты» и «пустоты», Сунь У уподобляет удар уже победившей армии по армии, уже, в сущности, побежденной, удару «камнем по яйцу», «полным по пустому».

Итак, победа есть результат столкновения полноты у себя с пустотой у противника.

Однако, «пустота» и «полнота» взаимопреходящи, Японский комментатор Огю Сорай пишет: «Полнота и пустота так меняются, так переходят друг в друга, что между ними нель­зя просунуть даже тончайшего волоска. То, что до сих пор было полнотой, вдруг меняется и становится пустотой; то, что до сих пор было пустотой, вдруг меняется и становится полно­той. Как нет раз навсегда установленной полноты, так нет и раз навсегда установленной пустоты».

Учение о «полноте» и «пустоте» в японских бугэй

Эти идеи были глубоко усвоены последователями японских воинских искусств. Не су­ществует ни одного направления будзюцу или будо, в которых бы наставники не подчерки­вали значения различения «полноты» и «пустоты». Вот что пишет об этом мастер кэндо Мураками Сададзи в своей популярной книге «Кэндо нюмон» («Введение в кэндо»):

«Говорят, что Ёсиока Киити хоган1 вручил Минамото Ёсицунэ2 следующее наставление:

«Когда приходят — встречай, когда уходят — провожай, когда противостоят тебе — гармо­нируй. Пять и пять — десять, два и восемь — десять, один и девять — тоже десять, достигай гармонии в соответствии [с этим принципом], Следи за «полнотой» и «пустотой», помни о невидимом, Большое покрывает большую площадь, малое проникает в мельчайшие части­цы. Смерть и жизнь заключены в благоприятном моменте (кикай); отвечай на изменения во­время. Имея с чем-либо дело, не двигай сердце (сознание)».

Кроме этого наставления, в кэндо издревле было очень много наставлений о «пустоте» и «полноте». Говорят, что нужно наносить удар по «пустоте» и избегать «полноты»».

«Дзицу», «кё», «суки» и «кикай»

Вокруг этой концепции в японских воинских искусствах сложился специфический поня­тийный аппарат, включающий такие понятия как дзицу — «полнота», кё — «пустота», суки — «дыра» — и кикай — «благоприятный момент». Все четыре этих понятия неразрывно связаны друг с другом, хотя разные специалисты трактуют их по-разному.

Мураками С. указывает, что «кё» («пустотой») называют момент возникновения суки — «дыры» («щели», «удобного момента», «невнимательности», «слабого места»). При этом суки он сравнивает с «отверстием, через которое проходит ветер или проникает луч света».

Кё — это состояние противоположное дзицу (полноте), т.е. такому состоянию, когда, как пишет Мураками, «дух (сэйсин — дух, душа, намерение) и энергия (кибун — самочувствие, настроение, расположение духа) доведены до полноты (до совершенства), это состояние бдительности, полной сосредоточенности, когда нет ни малейшего суки».

Далее Мураками подчеркивает взаимообусловленность и взаимопреходимость полноты и пустоты:

«Если у человека где-то имеется полнота, то с противоположной стороны у него — пусто­та. Например, когда человек хорошо защищает правую сторону, с левой стороны у него об­разуется пустота, и наоборот, когда человек хорошо защищает левую сторону, с правой стороны у него образуется пустота; если есть сильное место, обязательно есть и слабое место, на которое противник может легко напасть. Избегать «полноты» и наносить удар по «пустоте», избегать энергичности (силы — эйки) и наносить удар по инертности (вялости — даки) — вот что ценится в кэндо превыше всего».

Почти то же самое говорит и Со Досин, основатель Сёриндзи-кэмпо, в своем фундамен­тальном труде «Сёриндзи-кэмпо кёхан» («Учебник по Сёриндзи-кэмпо»):

____________________________________________________________________________________________

Ёсиока Киити хоган — легендарный знаток военного искусства XII в., специалист по га­даниям по инь и ян, и по китайской книге по военному делу «Лютао» («Шесть стратегий»),

Минамото Ёсицунэ — выдающийся японский полководец второй половины XII в.

_____________________________________________________________________________________________

«Полнота (кё) и пустота (дзицу) изначально есть и у врага, и у меня. Когда используют термины пустота и полнота применительно к тактике боя, говорят, что нужно избегать пол­ноты противника и поражать его пустоту или посредством собственной полноты поражать пустоту противника.

В трактате «Сунь-цзы» словами «выступив туда, куда он (враг) непременно направится, самому направиться туда, где он не ожидает» разъясняется принцип удара по пустоте. За­тем дается следующее наставление относительно пустоты и полноты: «Тот, кто проходит тысячу ли и при этом не утомляется, проходит местами, где нет людей. Напасть и при этом наверняка взять — это значит напасть на место, где он не обороняется».

И далее: «Форма у войска подобна воде: форма у воды — избегать высоты и стремиться вниз; форма у войска — избегать полноты и ударять по пустоте. Вода устанавливает свое течение в зависимости от места; войско устанавливает свою победу в зависимости от про­тивника. Поэтому у войска нет неизменной мощи, у воды нет неизменной формы. Кто умеет в зависимости от противника владеть изменениями и превращениями и одерживать победу, тот называется божеством, Поэтому среди пяти элементов природы нет неизменно побеж­дающего; среди четырех времен года нет неизменно сохраняющего свое положение. У солнца есть краткость и продолжительность, у луны есть жизнь и смерть».

В общем, в бою нужно избегать полноты противника и поражать его пустоту. Именно способность четко откликаться на изменения противника, реагировать соответствующим об­разом и изменяться, и есть основа достижения победы. Того, кто способен изменяться та­ким образом, Сунь-цзы и называет «божеством».

Говоря, насколько это возможно, конкретно, это означает застигать врага врасплох, ата­ковать всей силой совершенно незащищенное место, а также распылять силу противника, показывать, что собираешься ударить рукой, и наносить удар ногой. Если будешь пользо­ваться фазами дыхания «а» и «ун» (вдох и выдох), это будет подобно тому, как проходить тысячу ли местами, где нет людей, будешь побеждать, не испытывая усталости».

Ситуация, когда боец может противопоставить свою полноту пустоте противника, в во­инских искусствах называется «кикай» — «благоприятный момент».

Согласно теории, своевременный захват инициативы и использование удобного момен­та для овладения ситуацией является необходимым условием для достижения победы. Как пишет основатель школы каратэ Гэнсэй-рю Сюкуминэ Сэйкэн в своей книге «Син каратэ-до кёхан» («Учебник по новой школе каратэ-до»), «пословица гласит: «Когда найдено сокрови­ще, нужно найти подходящий момент, чтобы его унести». Благоприятный момент (кикай) очень трудно уловить. Для этого требуются внимание и старательность. Благоприятный мо­мент — это хороший шанс легко овладеть ситуацией, обеспечить прочное удержание своих позиций и найти возможность для того, чтобы захватить противника врасплох».

Очень хорошо о кикай написал Со Д.:

«Кикай, или шанс в атаке и защите, — это чрезвычайно сложное, деликатное понятие, которое невозможно выразить ясно ни на письме, ни на словах. Поэтому я попробую немно­го прояснить путь постижения кикай.

Говорят, что в древности те, кто постигали сокровенные секреты кулачного искусства, могли, едва приняв боевую изготовку против противника, оценить уровень его технического мастерства и даже работу его сознания, мгновенно принять соответствующие меры и одер­жать победу. Однако на такое способны только те, кого называют «мэйдзин» («совершен­ный мастер») или «тацудзин» («знаток», «эксперт»). Простой же человек этого не может да­же сымитировать. Поэтому для начинающих важно в ударах руками «цуки» знать благопри­ятные моменты, когда нужно наносить «цуки» и, пользуясь ими, проводить приемы».

Кикай, или благоприятный момент для атаки, может возникать естественно, в результа­те неудачных действий противника. Но опытный боец не станет дожидаться, когда противник сам раскроется, а будет сознательно создавать возможность для проведения своего приема. Сюкуминэ С. пишет:

«При применении противником приемов создавать «кикай» помогают сознание (букв, сердце — син), энергия (дух — ки), техника (ги), движение (до), заминка (сэй) и т.д., которые создают «дыры» в обороне противника и позволяют провести прием…

Бытует выражение: «верх завлекает, а низ отступает, низ принимает меры, а верх атакует», В этих словах заключен большой смысл».

Кикай — явление обоюдоострое, поскольку «кё» и «суки» могут возникать не только у противника, но и у самого бойца. На это стараются обратить внимание все мастера будзюцу и будо. Так Сюкуминэ С. пишет:

«Неподготовленность к обороне, ослабление внимания, отсутствие дзансин и потеря бдительности создают в вашей технике кикай, [которыми может воспользоваться противник для проведения своей атаки]… Если в твоей обороне есть кё и суки, возникнут затруднения в оценке дистанции, при неожиданных остановках противника, тело уже не движется так же свободно, как кисть в руках мастера».

Со Д. акцентирует внимание на том, сколь опасно атаковать противника, готового к обо­роне

«Поскольку неосмотрительно атаковать, несмотря на отсутствие кикай, значит напротив

создавать суки в своей обороне и предоставить кикай для атаки противнику, на это нужно об­ращать пристальное внимание».

Каждый из трех мастеров, чьи работы использовались при написании данного материа­ла .- Мураками С., Сюкуминэ С. и Со Д. — дает практические советы и выделяет некоторые основные виды суки и кё.

3 вида суки по Мураками Сададзи

Мураками С. выделяет 3 основные вида суки:

«В кэндо различают суки сознания (син-но суки), суки позиции (камаэ-но суки) и суки движения (доса-но суки), которые поражают или поражаются ударами.

Корень всех видов суки — в сознании. Если суки нет в сознании, суки не возникает ни в позиции, ни в движениях. Если человеку удастся устранить и бесформенное (мукэй) суки (син), и суки, имеющее форму (юкэй), он достигнет совершенства. Поэтому чрезвычайно важно исследовать эти три вида суки.

1. Син-но суки — «Дыра в сознании»

Сознание — это источник, дающий начало всякому движению, Когда сознание отсутству­ет в каком-то месте, это называют «суки сознания».

Важно быть активным, полным энергии (кибун-га мититэ), чтобы внимание распростра­нялось повсюду, от подошв стоп до волос на голове.

Если сконцентрировать все внимание на одной-единственной точке, упустишь из вида другие стороны, и если тебе туда нанесут удар, не сможешь ни уклониться, ни среагировать. Посему люди, которых называют святыми меча старины, постоянно упражняли сознание, тренировались, чтобы сознание охватывало все тело.

Если в сознании нет суки, становится более не нужной боевая изготовка (камаэ), имею­щая форму (юкэйтэки). Человека, который достиг этого, называют «мэйдзин» — «совершен­ый (великий) мастер».

2. Камаэ-но суки — «Дыра в боевой изготовке»

Боевая изготовка (камаэ) — это, так сказать, крепость, Совершенная боевая изготовка, подобно неприступной крепости, дает огромное преимущество по сравнению с противником.

Если принять правильную боевую изготовку с кончиком меча, устремленным в центр противника, со сбалансированным положением тела, обеспечивающую полную защиту всех частей тела от всех возможных ударов — мэн (рубящий по голове), котэ (рубящий по кисти), до (рассекающий по туловищу), цуки (укол), из которой можно защититься от любого приема, противник не сможет с легкостью нанести тебе удар.

Однако сколь совершенной бы ни была, по идее, имеющая форму боевая изготовка, ес­ли она не сочетается с лишенной суки боевой изготовкой сознания (син-но камаэ), ее невоз­можно использовать. Она будет как крепость, в которой нет ни одного человека.

3. Доса-но суки — «Дыра в движениях»

Чтобы не создавать суки в движениях необходимы сила энергии-ки (кирёку) и дзансин («остаточное сознание»)… Если, решив нанести удар, начать бить бездумно, противник сможет воспользоваться началом твоего движения. Если после удара не будет дзансин, удар нанесет противник, а не ты.

Важно исследовать суки в движениях в их связи с боевой инициативой (кисэн), дзансин, благоприятным моментом для удара (датоцу-но кикай) и т.д.»

8 видов кё и 5 видов суки по Сюкуминэ Сэйкэн

Сюкуминэ С. выделяет 8 видов кё и 5 видов суки:

«Применяя технику, очень важно выявлять кё — моменты уязвимости — и суки — «дыры» -в обороне противника и в своей собственной обороне…

Особенно важно обращать внимание на повторное возникновение кё и суки вследствие нерешительности после атаки.

Основной принцип состоит в том, чтобы поражать кё противника и защищать свои суки.

Атака восьми кё

1. Поражение кё, возникающей перед движением (додзэн-но кё)

Если противник собирается изменить позицию, он должен произвести перемещение. В этот момент у него возникает кё, поскольку его воля сконцентрирована на этом движении. Кроме того, он не может мгновенно принять новое положение, взгляд его еще не установил­ся, и поэтому нетрудно поразить открытую часть его тела, поскольку противник не сможет оказать серьезного сопротивления.

Не сопротивляйтесь движениям противника, а используйте их.

2. Поражение кё, возникающей после движения (дого-но кё)

После того, как противник заканчивает движение, возникает «кё после движения». Это может произойти сразу же после окончания атаки или защиты противника, сразу же после его приближения или выхода с близкой дистанции, либо тогда, когда дыхание противника нарушено.

В этом случае противник слаб внутри и снаружи. В этом состоянии противник может пы­таться скоординировать свои действия, и внимание его будет отвлечено. Этот момент нужно использовать,

3. Поражение «кё караги» («слабое мастерство»)

Когда движение противника завершается в неожиданных ситуациях, то непосредственно после этого возникает «кё караги». Это состояние неизбежно возникает в результате значи­тельного разрыва между желаниями души и техникой, ибо как техника проистекает из со­стояния души, так и состояние души проистекает из техники.

Это кё наиболее продолжительно по времени, и очень полезно держать его под контро­лем.

4. Поражение «кё рассеянности» (хосин-но кё)

Бывают случаи, когда связанное с техникой внимание человека мгновенно рассеивается в результате возникновения каких-либо обстоятельств. При этом возникает «кё рассеянно­сти»,

Обычно в это время человек не ожидает нападения, и сердце его спокойно.

Твоя душа должна как бы видеть человека насквозь и уметь подмечать кикай. Всякая атака в этот момент покажется противнику удивительной, невероятной.

Это кё надо поражать мгновенно, без подготовки и промедления.

5. Поражение «кё утраты равновесия» (хотай-но кё)

Момент, когда тело противника во время движения утрачивает равновесие, или он сби­вается с ноги, представляет собой удобный случай для применения приемов, поскольку од­новременно с телом равновесие утрачивает и дух. Сила тела и сила духа слабеют, и, на­толкнувшись на препятствие, тело противника теряет равновесие, он останавливается, При этом следует обратить внимание на способ движения и «киай». Перед атакой — движение и «киай», после потери равновесия противником — применение приемов.

6. Поражение «кё дыхания» (кисоку-но кё)

Непосредственно перед тем, как противник сделает глубокий вдох, имеется удобный момент для применения техники. Когда человек дышит глубоко, применение техники требу­ет большого искусства. Когда человек собирается сделать глубокий вдох, тело его расслаб­ляется, и этот момент благоприятен для применения техники.

Помни, что твое тело в подобные моменты также может быть поражено противником.

7. Поражение «кё сомнения» (гиваку-но кё)

В момент, когда противник пребывает в сомнениях, возникает удобный момент для применения техники.

Своему чувству противник постарается противопоставить свою технику и концентрацию внимания. Такое противопоставление можно использовать, для чего нужно сымитировать какую-либо атаку, на которую бы противник бурно прореагировал, после чего можно атако­вать любую часть его тела. Атаковать нужно мгновенно, не ослабляя внимания. Когда у про­тивника появляются сомнения, он становится беззащитным.

8. Поражение «кё страха» (кёку-но кё)

Когда противник выказывает страх, его ки и форма нарушены. Это благоприятный мо­мент для проведения решающей атаки. При этом противник осторожен и ощущает навис­шую опасность, что нарушает в нем единство тела и техники.

В такие моменты особенно эффективны высокие прыжковые приемы. Но в то же время противник при этом очень опасен и может многое натворить. Поэтому будьте внимательны к «дырам» в своей обороне.

Пять «дыр» (суки) в обороне и их значение

1. «Суки сознания» (син-но суки)

Истина гласит: «Если различные формы тела как истинное бытие отражаются в созна­нии (сердце — син), как в ясном зеркале, то сознание противника будет одурманено и введе­но в заблуждение».

Отсутствие суки в энергии (ки) порождает отсутствие суки в сознании.

Чтобы не дать возникнуть суки в сознании, оно должно стать ясным зеркалом, в котором будут отражаться все движения и помыслы противника, и которое будет правильно предска­зывать события.

2. «Суки энергии» (ки-но суки)

Говорят, что если наполнить воздухом нижнюю часть живота («тандэн») и правильно удерживать воздух, то не будет «вторжения».

Если дыхание нарушено, то образуется суки. Энергия (ки), сознание (син) и техника (ги) должны быть едины, причем энергия объединяет сознание и технику и ведет их, как ветер поднимает волну. Из этого и рождается мастерство высокого класса.

Однако удержание формы и энергии и использование лишь десятой части способов приводит к странностям, которые могут быть высмеяны, как, например, в случае с челове­ком, исполняющим какое-либо ката в неподходящей ситуации.

Поэтому любое положение: динамическое или статическое, имеющее форму или бес­форменное, — включает удержание воздуха в тандэне, что равносильно наполнению тела вселенской энергией и позволяет воспрепятствовать вторжению противника и контролиро­вать его статику или динамику.

3. «Суки в технике» (вадза-но суки)

Говорят, что «если техника целесообразна, а ее изменения гармоничны и приспособле­ны к ситуации, то противник будет обуздан».

Если техника неуправляемая, то образуется суки в обороне. Ранее уже говорилось о со­ответствии технического мастерства ситуации и о рациональном и последовательном ис­пользовании техники. Следует иметь ввиду, что при отсутствии правильной техники, напри­мер, суки образуется вначале внутри нас, и лишь затем снаружи. И наоборот, лишь абсо­лютная уверенность в себе помогает приобрести совершенную мастерскую технику.

4. «Суки положения [тела]» (тай-но суки)

Говорят, что «правильное и корректное положение успокаивает сознание».

Если пренебрегать корректным положением, то создается «дыра» в обороне.

Повседневная одежда, ее форма, покрой, чистота и опрятность, также как и опрятность тела оказывают огромное влияние на технику, хотя об этом, возможно, немногие догадыва­ются. Это особенно относится к боевой изготовке (камаэ).

Дурная внешняя форма, так же, как и дурное высказывание о других, возможно, и пре­следуют какую-то цель, но эта цель в первую очередь вредна для вас.

Дефектность одежды и непристойность поведения противника путем изменения его по­ведения могут привести к образованию суки в его обороне, структура которой зависит от различных факторов.

В частности, внутреннее спокойствие и правильные внешние формы одежды приводят к твердости характера: «японский дух и китайская ученость — вот человек, достойный прожить жизнь».

В противном случае из эффективной изготовки (юко камаэ) может возникнуть неэффек­тивная (муко камаэ).

5. «Суки в деяниях» (гё-но суки)

Если деяния сообразуются с моралью, то и на истинном Пути (До) и в повседневной жизни не будет ошибки. В противном же случае образуется суки.

Деяние, то есть выполнение техники и движений, обязательно должно быть праведным. Распутное поведение накладывает на человека дополнительное бремя.

Пренебрежение законами сковывает его мимику, нарушает согласованность его движе­ний и создает очень большие затруднения в овладении высокой техникой.

Эффективная дистанция (юко маай) стремится в этом случае перейти в неэффективную (муко маай), тело не движется по установленным линиям, все это является результатом пренебрежения моралью».

5 видов кикай по Со Досин

Со Д. выделяет 5 основных видов суки:

«В каких же случаях можно говорить о благоприятном моменте для атаки (кикай)? Су­ществуют разные случаи. Важнейшие их них следующие:

1. Когда в боевой изготовке (камаэ) противника имеется суки

Если в положении тела противника есть большая «дыра», даже начинающий сможет ее заметить и провести эффективную атаку.

2. Миг, когда противник собирается начать атаку

Мгновение, когда противник собирается атаковать и начинает подготовительные движе­ния, его сознание отвлекается на это. Поэтому в его обороне образуется суки, Это один из благоприятных моментов для атаки, когда, используя эту особенность, показывают против­нику ложную «завлекающую» суки в защите и, в свою очередь, дождавшись его раскрытия в мгновение, когда он соберется атаковать, проводят контратаку.

3. Мгновение, когда защитой удается расстроить прием противника и вывести его из
равновесия

Мгновение, когда противник наносит удар рукой или ногой, но вы расстраиваете его прием с помощью отклоняющего или останавливающего блока и выводите его из равнове­сия, — это кикай для победы в стиле «го-но сэн» (контратака после блока).

4. Момент, когда противник меняет боевую изготовку (тай-гамаэ)

Мгновение, когда противник, ощущая неудобство в выполнении техники или неподго­товленность своей позиции, хочет ее переменить и начинает двигаться, является хорошим моментом для атаки.

5. Момент, когда противник закончил прием

Мгновение, когда противник завершает комбинационную атаку, проводимую в соответ­ствии с определенным шаблоном и состоящую из двух или трех движений, непосредственно перед тем, как он перейдет в следующее положение, также является хорошим моментом для проведения атаки.

Существует и много других благоприятных ситуаций, но в целом кикай — это момент, ко­торый возникает и исчезает мгновенно: вот он есть, а вот нет, Кикай подобен мыльному пу­зырю, который надувается мгновенно и мгновенно же лопается, Для того чтобы эффективно атаковать и защищаться, уловив благоприятный момент, который живет одну секунду, не­достаточно только знать теорию. Непременным условием этого является интуиция, которая обретается через многочисленные тренировки и накопление опыта».

Литература

1.Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо — традиция воинских искусств. Москва, 1990.

2.«Сунь-цзы» — в кн.: Конрад Н.И. Синология. М,, 1995, с. 7-304.

3.Мураками Сададзи. Кэндо нюмон (Введение в кэндо). Токио, 1959.

4.Со Досин. Сёриндзи-кэмпо кёхан (Учебник по Сёриндзи-кэмпо). Тадоцу, Сёрин-дзи, 1964.

5.Сюкуминэ Сэйкэн. Син каратэ-до кёхан (Учебник по новой школе каратэ-до). Токио, 1961.