Видео 3-х выдающихся мастеров каратэ "Будо лайв"
Редчайшее видео Мотобу-рю
Видео "Традиционное Иссин-рю каратэ"
другие  ссылки по теме...

ИСТОРИЯ КАРАТЕ

Терёхин Константин

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Стили в истории карате

История карате теряется в глубине веков. Говорить о конкретных сроках не представляется возможным из-за секретности, окутывавшей этот вид боевых искусств. Что поделать, 2 последовательных разоружения окинавцев в истории острова привели к тому, что руки-ноги, да и немного деревянного оружия, были самым эффективным способом ведения войны в течение нескольких столетий. К великому сожалению, первые книги по карате датированы 20-ми годами ХХ (!) века. Поэтому давайте рассмотрим сложившееся ХХ веке деление на стили Сюри-тэ и Наха-тэ.

На сегодняшний момент наиболее яркими представителями направления Сюри-тэ является Шотокан. Стиль Вадорю я бы также отнес к этому направлению. Несмотря на то, что они продвигают себя как японское (а не окинавское) каратэ, манера ведения кумитэ в этом стиле скорее соответствует Сюри-тэ. Стиль Ситорю также рискну отнести к этому направлению. В стиле изучаются ката, относящиеся как к Наха-тэ, так и к Сюри-тэ. Однако, манера ведения кумитэ имеет ярко выраженные черты Сюри-тэ.

            К направлению Наха-тэ относятся стили Годзюрю, Уэчирю, и так же рискну отнести многочисленные версии Кёкушин. (Опять же исходя из манеры ведения боя.)

Однако исторически такое деление каратэ является весьма условным. «Наха» и «Сюри» - это названия деревень, расположенных настолько близко друг к другу, что сейчас они слились в один город Наха. Таким образом, Сюри-тэ и Наха-тэ можно перевести, как «каратэ (традиционно на Окинаве говорили не «каратэ», а «тэ», что означает «рука»), практикуемое в деревнях Наха и Сюри».

Понятно, что люди, живущие в одной деревне, могут иметь близкородственные связи, и значит владеть схожими системами ведения боя. Однако, грести всех под одну гребенку весьма опрометчиво. Никто не мешает той или иной семье практиковать абсолютно другой стиль.

История карате не становится более ясной и с применением деления на «Сёринрю» и «Сёрэйрю». Насколько я понимаю (пусть лингвисты меня поправят), речь идет об одних и тех же иероглифах, означающих «стиль Шаолинь», просто читающихся по-разному.

А если вспомнить про деревню Томари, находящуюся неподалеку от Сюри и Наха, и стиль каратэ, практиковавшийся там, то исчезают даже какие-то намеки на ясность в попытках разобраться в истории каратэ.

В настоящее время практики направления Сюри-тэ, считают свое каратэ наследием высшей знати Окинавы. Так как именно в деревне Сюри находится дворец короля Рюкю. Исторически в состав королевства входили множество мелких островов, и самый большой – Окинава. В настоящее время королевство Рюкю переименовано в префектуру Окинава.

Зато практики Наха-тэ считают свое каратэ единственно пригодным для реального боя. Так как в истории острова, Наха всегда был портовым центром, и стили, проистекающие оттуда, лишены придворного лоска, но не прикладной эффективности.

 Попытка разобраться в истории карате.

 Давайте попробуем разобраться в этой непростой проблеме. На мой взгляд, в истории, разделение стилей каратэ появилось лишь в ХХ веке. Изначально, до начала ХХ века каратэ существовало в виде более-менее однородной боевой системы. Не стоит забывать, что на Окинаве существует и множество других направлений борьбы без оружия: ти (стиль, напоминающий айкидо и тайцзи-цюань), окинавская разновидность сумо и т.д. При этом понятно, что каждый мастер, практиковал карате на свой манер. Подобно этому в институтах всех художников обучают одинаково, но стиль живописи в итоге у каждого свой.

В подтверждение этого тезиса несколько аргументов.

Итосу Анко в 1908 году в письме в Департамент образования префектуры Окинава пишет: «В недалеком прошлом Сёрин Рю и Сёрэй Рю были завезены из Китая. У обоих этих стилей есть сходные преимущества и достоинства, которые я хотел бы изложить на бумаге, прежде чем между ними появится слишком много отличий (выделено мной, Т.К.)».(цитируется по «Окинавское каратэ» М. Бишоп, стр. 170)

Сохранились стили, имеющие ката Санчин и Найфанч (он же Найханти, он же Тэкки). Например, у Бишопа на стр. 121 читаем «В стиле Исиминэ рю есть только 3 каты- Кума-тэ (или Кума-ди) Сантин, Найханти и Пассай». Хотя сейчас принято считать ката Санчин фундаментом направления Наха-тэ. А ката Найханти – основой Сюри-тэ. И с точки зрения современных каратистов скрещивать эти формы все равно, что «коня и трепетную лань». Считается, что они несут в себе совсем разные «движки», т.е. характерный для данного стиля набор движений. Однако, при ближайшем рассмотрении истории возникновения карате, выясняется, что это может быть и не так.

Более того, Алексей Горбылев в одной из своих статей высказал весьма любопытное предположение. По его гипотезе хитрые китайцы могли сознательно разделить единый стиль ведения боя на две части, и передавать половинки разным людям. Так, чтобы окинавцы не смогли составить единую «супер систему». Сложно утверждать однозначно, однако такая гипотеза мне представляется более чем возможной. Особенно с учетом Восточной хитрости.

Так или иначе, но большинство историков сходится во мнении, что предками каратэ явились южнокитайские стили «тигра» и «журавля». Однако, следы этих школ можно обнаружить и в современных стилях Наха-тэ, и в стилях Сюри-тэ.

И, наконец, в некоторых школах (например, Дзёсинмон, Конно-дзюку) ката Сейсан содержит ярко выраженные элементы как современного направления Наха-тэ, так и Сюри-тэ.

Как бы ни было в истории, но современные способы ведения кумитэ по этим двум направлениям существенно отличаются. Для стилей направления Сюри-тэ характерно расположение к противнику боком (весьма напоминающее положение в спортивном фехтовании). Такое положение позволяет уменьшить площадь поражения, но затрудняет использование «дальней» руки и ноги.

Напротив, для стилей направления Наха-тэ характерно фронтальное расположение по отношению к противнику (чем-то напоминающее стойку боксера). Такое положение позволяет активно задействовать обе руки и ноги, но оставляет больше уязвимых зон на теле бойца.

На самом деле, я недаром написал про фехтовальщика и боксера. На мой взгляд, манера ведения боя в Сюри-тэ больше пригодна для сражения с вооруженным противником. А Наха-тэ – с безоружным. Разница объясняется просто – ценой пропущенного удара.

Еще раз повторю, что говорить о документальной истории карате, к сожалению, не приходится, по причине отсутствия каких-либо письменных источников. Однако, эта в высшей степени любопытная тема, ждет своих будущих исследователей.

Уникальное документальное видео Гогена Ямагучи (Gogen Yamaguchi) 10 дан Годзю-рю (Goju Ryu)
Видео "Японские мастера каратэ"
Видео "Классические ката Сюри-тэ
другие  ссылки по теме...