Кониси Ясухиро

Правила для рук и ног, определяющие будут они «живыми» или «мертвыми»

В боевом искусстве каратэдзюцу, где в качестве оружия применяется само наше тело, которое нам дарует Небо, где победитель определяется без использования какого-либо оружия, огромное внимание уделяется контролю дистанции, который в боевом искусстве является ключом к победе. Контроль дистанции — важнейшее условие успеха в бою, о котором ученики каратэдзюцу, как и последователи других боевых искусств, не должны забывать ни на мгновение, о котором необходимо помнить буквально и днем и ночью.

Даже если вы можете запросто пронзить кулаком или кончиками пальцев железную пластину, даже если вы настолько сильны, что можете безо всякого труда разбить вдребезги ногой стопку досок толщиной в 8 бу или 1 сун каждая (2,5—3 см А. Г.), если речь не идет о примитивном показном трюке, то все эти возможности будут представлять ценность, с точки зрения боевого искусства, только в том случае, если эти ваши удары будут попадать точно в цель. Если же ваши удары не точны, то вы занимаетесь глупостями, которые не имеют ни малейшей ценности и являются пустой тратой сил, и, соответственно, все эти демонстрации — не более чем бесполезный труд, который у людей знающих вызовет лишь смех.

Несмотря на то, что мой опыт в каратэдзюцу весьма скромен, глядя на столь популярное ныне дзюдо и видя, сколь мало в нем уделяется внимания имеющему столь большое значение контролю дистанции (что, вероятно, связано с односторонним развитием дзюдо исключительно как вида физического воспитания), я не могу

не переживать за то, что в нашем каратэ кэмпо, в котором искони обычной практикой является индивидуальная тренировка, тренировка без партнера (хотя и предпола­гается, что в реальности противников будет несколько), недостаточное развитие этого чувства дистанции является еще более серьезной проблемой.

В действительности ката каратэдзюцу не представляют собой чего-то незыблемого. Точно так же, как вода принимает форму сосуда, в который ее наливают, будь он квадратный или круглый, так и ката каратэ могут изменяться бесконечно. Причем каратэдзюцу — это не танец, в котором танцующие состязаются лишь в красоте позиций, а великолепное боевое искусство, искусство самозащиты, рассчитанное на бой не на жизнь, а на смерть.

В каратэдзюцу чересчур много внимания уделяется тренировке на макиваре — доске с соломенной подушечкой (в тексте «макивараита» А. Г.), которая ис­пользуется для закалки кулаков и ног, следствием чего является превратное представление о каратэдзюцу как об искусстве разбивания досок и кирпичей, а главное — что некоторые наши коллеги напрочь забывают о первостепенной важности контроля дистанции, ударяясь в приобретение бесчисленных бессмысленных навыков и умений.

Конечно, эти коллеги скажут, что нельзя забывать о том, что от закалки кулаков и ног зависит, будут они «живыми» или «мертвыми», и их слова будут не лишены смысла. Но нужно помнить и о том, что необходимость контроля дистанции и закалка рук и ног неразрывно взаимосвязаны, и человек, изучающий каратэдзюцу, не может пренебрегать ни тем, ни другим.

Изначально исход боя определяет дистанция. Всё решает то, насколько я и мой противник сможем использовать дистанцию, и именно это определяет эффективность применения тех или иных приемов. А, следовательно, можно сказать, что все техническое мастерство изначально рождается именно в умении контролировать и управ­лять дистанцией. Это означает, что, перемещаясь относительно противника, нужно постоянно помнить о том, что острая дистанция поражения (сиай маай), с которой ты можешь эффективно атаковать противника, в то же время является опасной дистанцией, с которой твой противник может так же эффективно атаковать тебя. Если вы задумаетесь над этим, то сможете в полной мере оценить все значение контроля дистанции. Если в настоящем бою, забыть о понятии дистанции и не обращать внимания на кулаки и ноги противника, которые могут быть смертельно опасны, и опрометчиво сосредоточиться исключительно на атаке, то, вместо успешной атаки, ты сам неожиданно для себя пропустишь удар противника. Особенно опасна потеря бдительности в бою с рослым противником; в таком бою, даже если ты со своим противником не находишься на острой дистанции поражения (сиай маай), расслабляться и терять бдительность нельзя ни на мгновение. Тем более же — на острой дистанции поражения (сиай маай).

Естественно, что нужно быть предельно внимательным не только в отношении такой конкретно-зримой дистанции (юкэйтэки-но маай), но и в отношении психологической дистанции (син-но маай). В любой момент времени и в любой ситуации, принимая боевую изготовку (камаэ), отражая удар (укэ), останавливая его (томэ), отклоняя его в сторону (нагаси), отбивая его в сторону (хараи) и т.д., нельзя забывать и об атакующих действиях — ударах руками и ногами, утрачивать решимость атаковать, сосредотачиваться на одних только кулаках и ногах и погружаться в состояние, когда совершенно не можешь использовать представляющуюся тебе возможность для атаки и мгновенно реагировать на изменения ситуации, которое называют состоянием «мертвых кулаков и ног». В любой момент времени и в любой ситуации нужно сохранять так называемое состояние «живых кулаков и ног», то есть глубоко внутри себя сохранять готовность к атаке, ни на мгновение не позволяя сознанию прилипнуть к чему-либо и всегда быть в состоянии без малейшего промедления пустить в ход свои кулаки и ноги так, как того требует ситуация, хладнокровно защищаться и эффективно атаковать. Таким образом, нельзя забывать о том, что «мертвость» и «живость» кулаков и ног в каратэдзюцу, будучи неразрывно связана с контролем дистанции, который в каратэдзюцу имеет гораздо большее значение, чем в любых других боевых искусствах, является важнейшим элементом этого боевого искусства.

(цит. по альманаху А. Горбылева "Хидэн", вып.2 "Мабуни Кэнва "Искусство самозащиты каратэ кэмпо"" стр.276-279)